Ирина Анохина
Конспект занятия по сюжетному рисованию по замыслу «Посмотрим в окошко»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
«Посмотрим в окошко»
Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Публикация «Конспект занятия по сюжетному рисованию по замыслу „Посмотрим в окошко“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Предварительная работа. Экскурсия по группе с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изображающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или картонные рамки разной формы и величины.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья»
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной. Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной травой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака. И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте. В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой. Через раму картины ничего не видно. Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нё м живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа).
Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада. Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т. д.).
Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин.
Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна.
В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов «По-смотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.
После НОД.
Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описательных рассказов.
Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу» :
- Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»
И мы кричали хором:
- До-сви-да-ни-я! Было очень весело.
Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее сиденье, по-ближе к себе. А ко мне сел Димка.
Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолёт.
- Если, Димочка, мы на вертолёте, - сказала я, - то кругом должно быть голубое небо.
- А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.
Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, если вокруг кусты и деревья? И всё зелёное-презелёное?
Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за. ?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котёнок.
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
«Улетает наше лето»
Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Вы-явить уровень способностей к сюжет осложнению и композиции.
Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная фотография» :
Мартышка тихо верещит,
Прикрыла лапкой мордочку.
Неразборчиво хрипит
В репродуктор лодочник.
Кольцами удав блестит,
Павлин колышет перья.
Под пальмой человек сидит,
По-детски в птичку веря.
Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного раз-мера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето», фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных местах).
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи».
Содержание занятия.
Перед НОД дети рассматривают газету или альбом с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Первая часть занятия может проводиться на ковре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето» :
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят. И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных. Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами на-рисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье.
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает до-говориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей ( например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания, разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за собакой и пр.)
Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы.
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.
После НОД.
Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» :
«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весё лый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!» «Запиши твоё желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была». Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете».
Примерные задания для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства
Осенние листочки. Дидактическая задача.
Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.
Вопросы и задания.
Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое цветосочетание.
Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет, жёлто-зелёный (для детей 4-5 лет, жёлто-оранжево-зелёный (для детей 5-7 лет). Покажи этот цвет (3-5 лет, это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (3-5 лет) или составь оттенок (5-7 лет). Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в которых рассказывается об этом. Нарисуй осенние листочки.
Говорящие цвета. Дидактическая задача.
Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.
Вопросы и задания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки) : лимонный - лимон. А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.
Цвет и настроение
Дидактическая задача. Формирование представления о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человека.
Вопросы и задания.
Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя, унылая, серая.). Как художнику удалось это показать?
Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для осени ранней и весёлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для поздней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до сероватых оттенков.
Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настроение) природы.
Нарисуй «хорошую погоду».