Елена Индиенко
Релаксация в системе проведения музыкального занятия с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся на музыкальном занятии снятием психического напряжения под музыку. Релаксация – это, прежде всего, расслабление, то есть процесс, обратный нахождению в состоянии стресса.
Публикация «Релаксация в системе проведения музыкального занятия с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опыт работы, практика
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
В психологии релаксацией называют состояние покоя, которое вызывается мышечным расслаблением. Умение восстанавливаться под музыку очень важно, так как это зачастую позволяет нам сохранять здоровье.
Главная задача релаксации – снятие стресса или другими словами нервного напряжения.
Цель: Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
- Психомышечная тренировка.
- Снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.
- Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.
- Развитие воображения, образного мышления.
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Успокоение и организация возбужденных детей.
- Создание позитивного фона настроения.
Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Релаксация под музыку является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления на музыкальных занятиях приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи.
В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Исследователи в этой области считают, что релаксационные упражнения под музыку полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. С использованием релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развивается пластика, координация. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
В нашем активном мире современные дошкольники очень загружены : посещают кружки, секции. Они устают и физически, и эмоционально, такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Актуально использовать в работе с дошкольниками игры на расслабление. Это касается не только музыкальных воспитателей, но и родителей в первую очередь.
Представляю игры на расслабление, которые помогут детскому организму сбросить напряжение, сохраняя здоровье каждого ребенка.
Все игры проводятся под легкую музыку.
Дети во время игр ложатся на ковер, или сидят на стуле -расслабляются, в каждой игре закрывают глаза (при необходимости).
Дыхание. Цель: способствовать снятию напряжения.
1.1. Игра «Мыльный пузырь».
Представим, что мы дуем мыльные пузыри. Делаем глубокий вдох, в легкие наберем как можно больше воздуха. Затем вытянем губы трубочкой, и медленно со звуком «Пууу….» подуем на наши мыльные пузыри, чтобы они летели высоко-высоко, к солнышку. Молоды!
1.2. Игра «Перышки».
Представим, что у нас на ладошке маленькое перо. Птичка его потеряла, а мы нашли. Теперь будем на него тихонько дуть, чтобы оно улетело далеко-далеко и к птичке. Сделаем глубокий вдох, наберем как можно больше воздуха в легкие, вытянем губы трубочкой и медленно подуем на перышко «Ууу…». Молодцы!
Расслабление мышц лица. Цель: способствовать снятию напряжение с мышц лица.
2.1. Игра «Секретики».
У меня есть свой секрет, и я его никому не расскажу. Сжать сильно губы, изобразить на губах как закрывается замок. Затем расслабить губы.
Расслабление всего тела.
Цель: способствовать расслаблению всех частей тела.
3.1. Игра «Музыкальное путешествие».
Все дети ложатся или садятся, закрывают глаза, представляют что-то хорошее и сидят, расслабившись, несколько минут.
3.2. Игра «Бабочки».
Представьте, что вы – красивые бабочки. Вы летаете по поляне, сели на веточку, полежали на травке, полетали с друзьями-бабочками и все же вернулись на свой цветочек. Молодцы!
Выбирая музыку для релаксации : шум реки, звуки леса, пение птиц, звуки моря и дельфинов я заметила, дети не шумят, успокаиваются.
Предлагаю детям пофантазировать и представить то, что могло бы происходить под эту музыку. А потом дети делятся своими впечатлениями…
Релаксационные упражнения я стала использовать в системе на музыкальных занятиях, в вечерние часы. Подборки аудиозаписей для релаксации есть теперь в каждой группе. Это успокаивает, организует и развивает воображение.
А еще, каждое утро, после зарядки, я иду на какую-то из групп. Мы встаем в круг, близко друг к другу, мы здороваемся взглядами, словами, рукопожатиями и т. д. Дети уже знают, что сейчас можно рассказать все, о чем хочется, их выслушают.
В результате анализа своего опыта работы по использованию релаксационных упражнений с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: данный метод помогает мне, как педагогу ДОУ в работе с детьми на современном этапе. Применение релаксации позволяет детям восстановить силы, снять внутреннее мышечное напряжение, что способствует созданию доброжелательных отношений на занятии. Использование релаксационных упражнений активизирует память, воображение, внимание у детей, помогает научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.