Нина Ушакова
Релаксация как система расслабляющих упражнений или волшебный сон
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
«Релаксация как система расслабляющих упражнений, или волшебный сон»
Цель:
Научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Публикация «Релаксация как система расслабляющих упражнений или волшебный сон» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Релаксационные игры и упражнения
- Темочки
Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для восстановления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Умение распознавать отдельные группы мышц выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только не напряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. В каждом упражнении надо проверять напряжение и последующее расслабление мышц, касаясь руки, ноги, шеи ребенка. Затем предложить детям самим проконтролировать расслабление после напряжения. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится наиболее внушаемым. Только когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, можно перейти к целенаправленному внушению. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным, и не дает негативных последствий.
В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого внушения – помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость пользоваться мышечной релаксацией после каких – либо стрессов. Конечно, не все ребята овладевают релаксацией сразу. Успех во многом зависит оттого, насколько серьезно и регулярно проводится работа. Можно проделывать расслабляющие упражнения после завтрака, обеда, ужина, придя с улицы, так как они эффективны для снятия возбуждения в результате стрессовых ситуаций. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им посидеть на занятии молча, спокойно, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Расслабляющие упражнения проводятся вначале и в конце каждого развивающего и познавательного занятия (общее время релаксации – не больше 10 минут).
Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа:
1й- этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;
2й-этап – мышечная релаксация по представлению; внушения покоя и расслабленности;
3й-этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.
На первом этапе надо объяснить детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описать необходимые действия. Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создать представление об отдыхе, спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, шеи и живота.
На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос ведущего должен быть негромким, успокаивающим, речь – четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Внушение приходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей. Практика показала, что выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напомнить детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее. К концу второго этапа надо вызвать у детей образное представление о расслабленности и спокойствии : предлагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка.
На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование навыков правильной речи.
Релаксация по представлению подводит ребенка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.