Елена Сахапова
Рекомендации для педагогов по развитию произвольной сферы у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сформированность произвольной сферы – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе. «Что такое «произвольность»? Произвольность – это способность действовать по правилам, заданным извне. Можно говорить о произвольности поведения, то есть соответствия поведения ситуации, и о произвольности мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, то есть об их целенаправленности.
Публикация «Рекомендации для педагогов по развитию произвольной сферы у старших дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Уже на этапе подготовки к школе, в старших группах детских садов, учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Ребёнок становится обязанным делать то, что ему не всегда хочется делать, он должен произвольно контролировать своё поведение, стабильно держать активное внимание на занятиях.
ДЛЯ формирования таких функций, как произвольность, концентрация внимания и самоконтроль, необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание : цели деятельности (что сделать, программы деятельности (как сделать, значимых условий деятельности (разбить программу на этапы, умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком своих действий вслух. Оптималь-ным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у детей способности к построению собственной программы.
Если произвольность поведения у ребенка не сформирована (он не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, сдерживать свои эмоциональные проявления и т. п., можно прогнозировать возникновение в его учебной деятельности ряда серьезных трудностей. Поэтому родители должны уделять значительное внимание формированию произвольности поведения своего ребенка, его волевой сферы. Для развития этих особенностей в условиях дома (семьи) родителям в воспитании необходимо следовать следующим рекомендациям :
- побольше играйте со своими детьми в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение старших дошкольников;
- не делайте за ребёнка то, чему он должен научиться сам;
- определите для ребёнка домашние поручения. Они должны быть не сложными, но постоянными – желательно ежедневными. Ребёнок постепенно привыкает к регулярному выполнению определённой работы, что создаёт психологическую основу для успешного обучения в школе;
- активизируйте самостоятельную деятельность ребёнка, вызывайте у него чувство радости от достигнутого;
- старайтесь учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.
Предлагаем Вам поиграть с детьми в те игры, которые помогут сформировать произвольность ребёнка :
«Отвечай наоборот». Ребёнку задаются любые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Нужно ответить наоборот – если это правда – «нет», если неправда – «да». Для поддержания интереса можно задавать смешные вопросы.
«Да и нет - не говорить». Это известная детская игра, которая также способствует развитию произвольности. На заданные вопросы надо отвечать правдиво, не употребляя слова «да» и «нет», при необходимости можно усложнить игру – ввести запрет на приставку «не». Вопросы можно подбирать так же, как и в предыдущей игре.
«Условный сигнал». Взрослый и ребёнок договариваются об условном сигнале, это может быть слово или жест (хлопок в ладоши). Услышав этот сигнал ребё нок должен отреагировать: произнести определённое слово или произвести какое-либо движение. Для усложнения можно вводить несколько сигналов, на которые надо по-разному реагировать.
«Рыба, птица, зверь». Водящий рассчитывает игроков «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…»Он произвольно останавливается на одном из игроков. Тот, на котором счёт остановился, должен быстро (на счёт до трёх) назвать соответствующее слово (название рыбы, птицы или зверя). Если он не успевает или не следит за счётом – выбывает, игра продолжается дальше. Можно вводить для считалки и другие понятия (фрукт, овощ, ягода; куст, дерево, цветок и т. д.).