Красюкова Галина Михайловна
Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность»)
▼ Скачать + Заказать документы
«Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность»
Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Публикация «Путешествие по „Реке времени“ (познавательно-исследовательская деятельность“)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
.Вопросами развития исследовательской деятельности детей, в том числе и дошко-льников, занимались многие современные исследователи. Одним из них является доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Александр Ильич Савенков.
Вопросами влияния исследовательской деятельности на общее развитие детей занимался В. И. Панов.
Формы познавательно-исследовательской деятельности наиболее приемлемые для детей дошкольного возраста изучала Надежда Александровна Короткова. Она еще в сере-дине 90-х годов выделила основные виды детской деятельности, среди которых: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная. А среди форм познавательно-исследовательской детской деятельности старших дошкольников предложила использовать: опыты (экспериментирование); коллекционирование; путешествие по карте; путешествие «по реке времени». В ряде публикаций Короткова Н. А. подробно описала технологию построения и использования в практической деятельности дошкольных организаций этих форм. И если опыты и коллекционирование описаны и другими исследователями и практиками, то технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.
Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к на-стоящему).
Эта задача указана во всех ныне действующих примерных основных общеобразо-вательных программах дошкольного образования. Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации.
Апробировав в течение последних двух лет эту форму организации образователь-ной деятельности, считаю её не только интересной и доступной детям, но и именно той формой, которая позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
Для проведения игр – путешествий в течение учебного года используется и время непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Познание») и время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня (образовательные области «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд»).
На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, назван-ное Н. А. Коротковой карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему.
Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа.
Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.
К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир.
Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу каких-либо исторических реалий, можно предложить дополнительные «остановки» (например, найти место на «реке времени» для великих культур древнего мира).
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации (размером примерно в половину стандартного листа формата А4 — «метки» каждой остановке во времени. Та-кими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для ис-торической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.
В начале года, на первом игровом мероприятии демонстрируется заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»
Начинается работа с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки».
В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, про-фессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку, музей.
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — за-полняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации размером примерно в стандартный лист бумаги (фор-мат А4) используются многократно.
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнооб-разии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок при-мерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Сначала мы их делали только прямоугольной формы, но поняли, что интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.
Первый год работы по данной технологии использовалась только тематика путешествий, предложенная Н. А. Коротковой:
История жилища и бытоустройства;
История сухопутного транспорта;
История огня (освещение и тепло);
История мореплавания и воздухоплавания;
История письменности (книгопечатание);
История коммуникации (почта);
История профессий.
Это тематика рассчитана на реализацию в одном учебном году, но в нашем дошко-льном учреждении функционирует старшая разновозрастная группа, поэтому предполагается, что некоторые дети будут посещать её два года, и им будет неинтересно исследовать одни и те же темы.
Поэтому, после освоения технологии, тематика таких путешествий была дополне-на. Дети знакомятся с историей развития обуви, мебели, посуды, одежды, живописи. Планируется исследовать темы: история развития детских игрушек и праздников.
Короткова Н. А. предупреждает, что по организации занятий или других мероприя-тий с дошкольниками не может быть конкретной рецептуры в виде подробного конспекта или, тем более, сценария мероприятия, по той или иной теме. Особенности детей группы, их интересы и увлечения, собственные идеи воспитателя будут определять конкретное содержание и ход каждого занятия. Далее Короткова Н. А. отмечает, что дошкольникам не надо «преподавать» систематические курсы по экологии, истории, географии. Задача педагога - на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире.
Сведения, которые мы предлагаем детям, по глубине и ширине, не превосходят знаний обычного взрослого человека, а тем более профессионально подготовленного. Тем не менее, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием: ему придётся погрузиться в познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов и т. д., найти для себя новые, неожиданные сведения, сделать «открытие» для себя. Только в этом случае он может заразить последовательной активностью своих воспитанников. Этого не может произойти, если пользоваться готовыми конспектами или сценариями. Но более полезными и интересными для педагогов могут быть методические и дидактические материалы, подобранные к каждой теме:
примерное содержание;
сюжетные и предметные картинки, знаки – метки;
перечень художественной и справочной литературы;
стихи, пословицы, поговорки;
загадки, песни, игры, хороводы;
образцы продуктивной деятельности детей и взрослых.
Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает по-ложительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово, позволяют ребенку перейти от внешнего действенного экспериментирования с вещами, к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.