Ольга Вениаминовна Батейщикова
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование.
Тема: "Утренний сбор, как способ организации
свободного речевого общения детей".
Дети собираются все вместе, радуются встрече,
началу нового дня.
Играют в разнообразные игры, не требующие
крупных движений.
Обмениваются новостями, задают вопросы.
Определяют тему работы.
Планируют содержание и формы работы по теме,
если тема новая и/или планируют свою работу в
центрах, если тема продолжается. (Обоснование
темы). Предполагаемый результат:
Утренний сбор для детей- это
Публикация «Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей в средней группе» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
прежде всего возможность несколько
минут побыть вместе, что немаловажно
для застенчивых детей, рассказать, о чем
думаешь, что чувствуешь.
Цель: Формирование доброжелательных отношений
между детьми, создание атмосферы поддержки и
сотрудничества между детьми и взрослыми, общего
положительного эмоционального фона, ощущения
психологического комфорта.
Задачи:
Обмен информацией о прошедших или предстоящих
событиях, детских интересов;
Решение некоторых обучающих задач (расширение
детских представлений, развитие речи, логического
мышления.
Формирование мотивации к предстоящей деятельности;
Предоставление информации о материалах в центрах
активности на текущий день и планирование
деятельности в центрах активности;
Осуществление выбора деятельности на основе
собственных интересов и потребностей.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение.
Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная
потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками.
Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для, того чтобы
его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело–
сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям
очень хочется общаться. Поэтому они стараются связно и четко выражать свои
намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь
дошкольников более понятной.
В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения,
педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную
деятельность. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации
режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности,
продуктивных видов деятельности.
Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с
детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе
утреннего сбора как важного режимного момента.
Утренний сбор - это часть режима дня
проводимая в определенное время, в определенном
специально оборудованном месте, когда дети и
взрослые собираются для обмена информацией,
обсуждения проблем, совместного планирования и
организации своей дальнейшей деятельности в
течении дня.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу
коллективного творчества.
Наличие структуры утреннего сбора;
Наличие специально оборудованного места для сбора.
Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе
взрослых;
Продолжительность во времени ВО - 10-20 минут в зависимости от возраста.
Содержание утреннего сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели, непосредственный жизненный опыт детей.
любимая песня группы 1-2 ребенка начинают петь, другие
подхватывают,постепенно собираются все дети.
сюрпризный момент- внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном костюме, сказочный герой,который от лица сказочного героя приглашает детей на утренний сбор.
"Собери целое из частей"- это может быть любая картинка, связанная с той
темой, которая на данный момент интересует детей :
машина, цветок,грибок, птица, пчелка, сюжет.
Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает
одну часть от большой картины.
Перед утренним сбором воспитатель, предлагает собрать на
ковре целую картинку.
Подвижная игра "Паровозик"или "Поезд", колонна машин.
Дети и воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и привозят на место утреннего сбора.
Методы и приемы организации детей на утреннем сборе.
- Рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались.
- Около ребенка требующего особенного внимания садится воспитатель
Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом-
подушечки.
Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения.
Невербальные приемы организации -специальные предметы -сигналы (тишина, внимание, говори, жесты рукой).
Предмет определяет порядок выступления детей : дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово.
Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит - остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь.
Игра считалка.
Воспитатель понижает голос.
Этапы утреннего сбора.
1. Приветствие.
2. Обмен информацией.
3. Групповая деятельность.
4. Ежедневные новости.
Утренний сбор начинается с приветствия.
Используем самые разнообразные их формы:
Обратив внимание на стенд"Здравствуйте, я
пришел"
, «Я звезда».
Также стихотворные, песенные приветствия;
здороваемся ладошками, плечиками, дарим
разнообразные пожелания, комплименты, в
общем, игры которые создают эмоционально -
положительный настрой на весь день. В группе
имеется картотека с играми-приветствиями
например «Давай поздороваемся»,«Опиши
друга».
Для приветствия у нас в группе существует рабочий стенд
«Здравствуй, я пришел». Обмен информацией– второй этап утреннего сбора, основной
темой является «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем,
что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними
событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и
достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные
события произошли в их жизни. Так, например, один из
воспитанников сообщил, какое они доброе дело они с папой
сделали для птиц зимой: смастерили кормушки и развесили их в
парке. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в
нем участие, задают вопросы и комментируют услышанное.
Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога,
умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется
словарный запас. У детей развивается эмоциональная
отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его
любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются
как факт. Основные этапы утреннего сбора.
Групповая деятельность
пальчиковые игры,
словесные игры,
игры-цепочки,
дидактические игры,
игры-фантазии,
творчество детей,
физминутки.
Ежедневные новости– четвертый этап утреннего
сбора – настраивает детей на активное общение между
собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе
этого этапа педагог сообщает воспитанникам
информацию:
о календарных событиях (времени года, дате, дне
недели, изменениях погоды;
особом событии – дне рождения одного (или
нескольких) из воспитанников;
о плане деятельности на текущий день - выбор детьми
центров активности. Проводится презентация центров,
сообщается детям, какие интересные материалы их
ожидают, предлагается подумать и решить, в какой
центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.
Иногда в процессе занятий в центрах активности
возникают проблемы поведенческого характера, и тогда
на утреннем сборе возникает необходимость привлечь
детей к выработке определённых правил, в которых
даётся способ их выполнения.
Таким образом, утренний сбор – один из
способов организации свободного общения и
развития речи воспитанников. В ходе утреннего
сбора дошкольники учатся правилам речевого
диалога, умению выражать свои чувства,
обогащается и активизируется их словарный запас.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость,
доброжелательность, толерантность, формируется
нравственные представления и понятия для анализа
норм и правил поведения, появляется уверенность
в том, что его любят и принимают таким, какой он
есть. Благодаря творческому подходу к организации
данного компонента режима пребывания в ДОУ у
детей, формируется положительный настрой на
весь день, что благоприятно сказывается на
воспитательно - образовательном процессе в целом.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях посвященных теме
самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику
4. Представление опыта работы по теме
Предоставление опыта работы по теме.
1. Изучение методической литературы
Ознакомление с новыми нормативными документами
по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики,
детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических
технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных
учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
2. Участие в мероприятиях посвященных теме
самообразования.
посещение и участие в городских и окружных
мероприятиях.
27 Апреля, детский сад «Буратино» средняя группа
№8 городской семинар для педагогов.
Открытый показ
Утренний сбор : тема «Путешествие по сказкам»
Фото, конспект (прилагается
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Перспективный план работы по теме самообразования (отражение темы
во всех образовательных областях).
Изучение методической литературы-
в течение года изучаю.
Составляю и изучаю, как правильно и интересно подготовить утренний
сбор, выбираю статьи из журналов.
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.
В течение года
конспекты занятий, проекты, фотовыставки.
Участие в методических объединениях.
В апреле
показ утреннего сбора.
Работа с родителями
в течение года.
Консультации, участие в проектах, участие на утренних сборах, фото-
выставки, участие в методической работе детского са
Октябрь- родительское собрание на тему
«Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей»
Рассказ, беседа
Октябрь– день открытых дверей.
Утренний сбор : Тема «Урожай собирай и на зиму запасай»
Показ с участием родителей
Ноябрь- для воспитателей детского сада
Утренний сбор : тема «Дикие животные. Как готовятся к зиме».
Показ
Апрель- городской семинар для педагогов
Утренний сбор : тема «Путешествие по сказкам»
Показ НОД. Создание буклетов для родителей и воспитателей.
Май- для родителей
Утренний сбор с участием родителей
Показ.
Фото,доклады, выступления, конспекты прилагаются.
4. Представление опыта работы по теме.
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
Как работает выбранная тема цель и задачи
вашего ДОУ?
Проекция на будущее (предполагаемый результат).
Что можно сделать еще, чтобы эта работа была
более эффективной? Какие формы, методы работы
применить?