Ирина Троицкая
Консультация для воспитателей «Речевые игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Одной из форм работы по музыкальному развитию детей являются речевые игры.
Давно доказано, что музыкальный слух развивается одновременно с речью, так как средства музыкальной выразительности : ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма - являются характерными и для речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях и в повседневной жизни позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895-1982 гг.). Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементами музицирования, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и в России, решая следующие задачи:
- развитие музыкально-творческих способностей детей, а именно - эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальную память и ладовое чувство, тембровый, звуковысотный и динамический слух;
- формирование представления у детей о форме и структуре музыкального произведения;
- развитие звуковой и связной культуры речи;
- укрепление голосового аппарата, улучшения дикции;
- развитие умений у детей через интонацию, жесты, движения и мимику выразительно передавать настроение и характер персонажей речевых игр.
Речевые игры и упражнения интересны детям, так как они сопровождаются самыми простыми и разнообразными звучащими жестами и движениями (притопы, хлопки, щелчки, шлепки ит. д.)
Большую роль в данной работе с детьми играет использование детских музыкально-шумовых инструментов : металлофонов и ксилофонов, различных дудочек и свистулек, деревянных ложек, тарелок, погремушек, использование самодельных шумовых инструментов и т. д.
Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, понятыми и легко запоминающимися, соответствующими возрасту детей.
Для этого очень хорошо подходят русские народные песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволяет уделить больше времени не на его заучиванию, а на развитие у детей чувства ритма, дикции, выразительности исполнения ит. д.
Недаром известный музыковед М. Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».
Речевые игры и упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием,или движениями, способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. С помощью жестикуляции, пластики и мимики речевая игра практически превращается в театральную сценку, что позволяет детям эмоционально и выразительно раскрывать свой творческий потенциал.
Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация (ритмичное произнесение текста на фоне музыки).
Музыка для фона подбирается в соответствии с содержанием текста, особенностями ритмического рисунка, образом героя.
Речевые игры и упражнения можно использовать на музыкальных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке и дома с родителями.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕЧЕВЫХ ИГР СО ЗВУЧАЩИМИ ЖЕСТАМИ
1
Здравствуйте, ладошки (руки вперёд с поворотами ладоней вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки («пружинка»)
Топ-топ-топ! (топают ногами)
Здравствуйте, щёчки (гладят щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (похлопывания по щёчкам)
Здравствуйте, губки (качают головой)
чмок-чмок-чмок! (( 3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки (качают головой)
Щёлк-щёлк-щёлк! (Щёлкают зубками)
Здравствуй, мой носик (поглаживают нос рукой0
Пи-пи-пи! (ударяют пальчиком по носу)
Здравствуйте, гости (руки вытянуть вперёд)
Привет! (помахать рукой)
2
Дождик, дождик, кап-кап-кап (дети постукивают указательным пальчиком по ладошке)
Ты не капай долго так (грозят пальчиком)
Дождик, дождик льётся (ритмично ловят ладошками капельки – верх вниз)
В руки не даётся (вытянули ладони вперёд, затем убрали руки за спинку)
3
Солнышко, солнышко (ритмичные хлопки)
Выгляни в окошко (Руками сделать окошко)
Твои детки плачут (кулачками ритмично потирают глазки)
По камушкам скачут (ритмичные прыжки)
4
Вышли дети на лужок (шагают на месте)
Заглянули под кусток (присесть и встать)
Увидали зайчика, поманили пальчиком («зовут» руками)
Ушки длинные у зайки (показывают заячьи ушки)
Из кустов они торчат (присесть и встать)
Он и прыгает, и скачет (прыжки на двух ногах)
Веселит он всех ребят (ритмичные хлопки в ладоши)
5
Дождь, дождь, дождь с утра (ловим капельки – поочерёдно ладони вверх-вниз)
Веселится детвора! (ритмичные хлопки в ладоши)
Шлёп по лужам – шлёп-шлёп (шагают на месте)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)
Дождик нас не поливай (грозят пальчиком)
А скорее догоняй! (убегают)
6
Мелкий дождик моросит кап-кап-кап (ударяют пальчиком по ладошке)
В листьях сада шелестит кап-кап-кап (потереть руками, руками ловят капельки)
Мокнет мячик у ворот кап-кап-кап (хлопают по коленям поочерёдно)
Мокнет поле, огород кап-кап-кап (хлопают в ладоши)
7
Пчелы водят хоровод, водят пчелы хоровод (шагают на месте)
Брум, брум. (хлопают «тарелочками»)
В барабан ударил кот – (имитация игры на барабане пальчиками)
Трум, трум. (стучат кулачками)
Стали мыши танцевать (выставление ног на пяточку)
Тир-ля-ля. Так, что начала дрожать (кружатся дробным шагом, одновременно хлопают в ладоши)
8
Раз, два, три, ну-ка, повтори!
Только не зевай, дружно повторяй!
В данном упражнении ведущий (ребёнок или взрослый) прохлопывает (или топает, или шлёпает) ритмично текст, остальные дети повторяют
9
Уж как шла лиса домой (поочерёдные хлопки в ладоши и шлепки по коленям)
Нашла книгу под сосной ((поочерёдно шлёпают руками по коленям)
Она села на пенёк («топотушки» ноками)
И читала весь денёк. (развести руки в стороны)
10
Тук-тук, тук-тук-тук, (стучат кулачками – «молоточки)
Мы в лесу слыхали стук (шлепки по коленям)
Тук-тук, тук-тук-тук, («молоточки»)
Это дятел сел на сук (поочерёдно топают ногами)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук («молоточки»)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (шлепки по коленям)
Тук-тук-тук («молоточки)
Тук-тук-тук! (топают ногами)
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Барабан.
Бам-бам, тарарам, загремел наш барабан.
Бам-бам, тарарам, просыпайтесь по утрам.
(Упражнение сопровождается ритмичной игрой на барабане)
Матрешки и Петрушка.
Вот пришли веселые матрёшки. Тук-тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук-тук!
Мы на ложках заиграли. Туки-туки! Туки-тук!
Наши ложки заплясали. Туки-туки! Тук-тук-тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень-трень.
Он принес ребятам погремушки, Трень-трень.
Погремушки зазвенели -Трень-трень-трень! Трень-трень-трень!
Звонко песенку запели -Трень-ди, трень-ди, трень-ди-трень!
Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень-ди-трень!
Будет весело играть наш оркестр целый день!
(Используются шумовые инструменты в соответствии с текстом)
С барабаном ходит ёжик
С барабаном ходит ёжик, бум-бум-бум
Целый день играет ёжик, бум-бум-бум
С барабаном за плечами, бум-бум-бум
Ёжик в сад попал случайно, бум-бум-бум
Очень яблоки любил он, бум-бум-бум
Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум
Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум
И удары раздавались, бум-бум-бум
Ой, как зайки испугались, бум-бум-бум
По кустам все разбежались, бум-бум-бум.
(игра на барабане, или имитация игры на барабане)
Лесенка
Вот иду я вверх.
Вот иду я вниз.
(слова сопровождаются ритмичной игрой на металлофоне или ксилофоне)
Кухонный оркестр
Наш повар Василий на кухню пришел. Он главный, он сильный, он, как дирижер!
Огромным половником только взмахнет - оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли огромные - бом-бом!
Бидоны бездонные - дон-дон!
Чашки для чая - тинь-тинь!
Сковородка большая - динь-динь!
Вилки и ложки - там-там!
Тарелки и плошки - бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается - просто чудесный!
(данный шуточный оркестр с успехом можно использовать для домашнего музицирования)