Получи документы

Консультация для воспитателей «Речевые игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Ирина Троицкая
Консультация для воспитателей «Речевые игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Одной из форм работы по музыкальному развитию детей являются речевые игры.

Давно доказано, что музыкальный слух развивается одновременно с речью, так как средства музыкальной выразительности : ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма - являются характерными и для речи.

Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях и в повседневной жизни позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895-1982 гг.). Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементами музицирования, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и в России, решая следующие задачи:

- развитие музыкально-творческих способностей детей, а именно - эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальную память и ладовое чувство, тембровый, звуковысотный и динамический слух;

- формирование представления у детей о форме и структуре музыкального произведения;

- развитие звуковой и связной культуры речи;

- укрепление голосового аппарата, улучшения дикции;

- развитие умений у детей через интонацию, жесты, движения и мимику выразительно передавать настроение и характер персонажей речевых игр.

Речевые игры и упражнения интересны детям, так как они сопровождаются самыми простыми и разнообразными звучащими жестами и движениями (притопы, хлопки, щелчки, шлепки ит. д.)

Большую роль в данной работе с детьми играет использование детских музыкально-шумовых инструментов : металлофонов и ксилофонов, различных дудочек и свистулек, деревянных ложек, тарелок, погремушек, использование самодельных шумовых инструментов и т. д.

Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, понятыми и легко запоминающимися, соответствующими возрасту детей.

Для этого очень хорошо подходят русские народные песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволяет уделить больше времени не на его заучиванию, а на развитие у детей чувства ритма, дикции, выразительности исполнения ит. д.

Недаром известный музыковед М. Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые игры и упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием,или движениями, способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. С помощью жестикуляции, пластики и мимики речевая игра практически превращается в театральную сценку, что позволяет детям эмоционально и выразительно раскрывать свой творческий потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация (ритмичное произнесение текста на фоне музыки).

Музыка для фона подбирается в соответствии с содержанием текста, особенностями ритмического рисунка, образом героя.

Речевые игры и упражнения можно использовать на музыкальных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке и дома с родителями.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕЧЕВЫХ ИГР СО ЗВУЧАЩИМИ ЖЕСТАМИ

1

Здравствуйте, ладошки (руки вперёд с поворотами ладоней вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки («пружинка»)

Топ-топ-топ! (топают ногами)

Здравствуйте, щёчки (гладят щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (похлопывания по щёчкам)

Здравствуйте, губки (качают головой)

чмок-чмок-чмок! (( 3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки (качают головой)

Щёлк-щёлк-щёлк! (Щёлкают зубками)

Здравствуй, мой носик (поглаживают нос рукой0

Пи-пи-пи! (ударяют пальчиком по носу)

Здравствуйте, гости (руки вытянуть вперёд)

Привет! (помахать рукой)

2

Дождик, дождик, кап-кап-кап (дети постукивают указательным пальчиком по ладошке)

Ты не капай долго так (грозят пальчиком)

Дождик, дождик льётся (ритмично ловят ладошками капельки – верх вниз)

В руки не даётся (вытянули ладони вперёд, затем убрали руки за спинку)

3

Солнышко, солнышко (ритмичные хлопки)

Выгляни в окошко (Руками сделать окошко)

Твои детки плачут (кулачками ритмично потирают глазки)

По камушкам скачут (ритмичные прыжки)

4

Вышли дети на лужок (шагают на месте)

Заглянули под кусток (присесть и встать)

Увидали зайчика, поманили пальчиком («зовут» руками)

Ушки длинные у зайки (показывают заячьи ушки)

Из кустов они торчат (присесть и встать)

Он и прыгает, и скачет (прыжки на двух ногах)

Веселит он всех ребят (ритмичные хлопки в ладоши)

5

Дождь, дождь, дождь с утра (ловим капельки – поочерёдно ладони вверх-вниз)

Веселится детвора! (ритмичные хлопки в ладоши)

Шлёп по лужам – шлёп-шлёп (шагают на месте)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Дождик нас не поливай (грозят пальчиком)

А скорее догоняй! (убегают)

6

Мелкий дождик моросит кап-кап-кап (ударяют пальчиком по ладошке)

В листьях сада шелестит кап-кап-кап (потереть руками, руками ловят капельки)

Мокнет мячик у ворот кап-кап-кап (хлопают по коленям поочерёдно)

Мокнет поле, огород кап-кап-кап (хлопают в ладоши)

7

Пчелы водят хоровод, водят пчелы хоровод (шагают на месте)

Брум, брум. (хлопают «тарелочками»)

В барабан ударил кот – (имитация игры на барабане пальчиками)

Трум, трум. (стучат кулачками)

Стали мыши танцевать (выставление ног на пяточку)

Тир-ля-ля. Так, что начала дрожать (кружатся дробным шагом, одновременно хлопают в ладоши)

8

Раз, два, три, ну-ка, повтори!

Только не зевай, дружно повторяй!

В данном упражнении ведущий (ребёнок или взрослый) прохлопывает (или топает, или шлёпает) ритмично текст, остальные дети повторяют

9

Уж как шла лиса домой (поочерёдные хлопки в ладоши и шлепки по коленям)

Нашла книгу под сосной ((поочерёдно шлёпают руками по коленям)

Она села на пенёк («топотушки» ноками)

И читала весь денёк. (развести руки в стороны)

10

Тук-тук, тук-тук-тук, (стучат кулачками – «молоточки)

Мы в лесу слыхали стук (шлепки по коленям)

Тук-тук, тук-тук-тук, («молоточки»)

Это дятел сел на сук (поочерёдно топают ногами)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук («молоточки»)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (шлепки по коленям)

Тук-тук-тук («молоточки)

Тук-тук-тук! (топают ногами)

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Барабан.

Бам-бам, тарарам, загремел наш барабан.

Бам-бам, тарарам, просыпайтесь по утрам.

(Упражнение сопровождается ритмичной игрой на барабане)

Матрешки и Петрушка.

Вот пришли веселые матрёшки. Тук-тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук-тук!

Мы на ложках заиграли. Туки-туки! Туки-тук!

Наши ложки заплясали. Туки-туки! Тук-тук-тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень-трень.

Он принес ребятам погремушки, Трень-трень.

Погремушки зазвенели -Трень-трень-трень! Трень-трень-трень!

Звонко песенку запели -Трень-ди, трень-ди, трень-ди-трень!

Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень-ди-трень!

Будет весело играть наш оркестр целый день!

(Используются шумовые инструменты в соответствии с текстом)

С барабаном ходит ёжик

С барабаном ходит ёжик, бум-бум-бум

Целый день играет ёжик, бум-бум-бум

С барабаном за плечами, бум-бум-бум

Ёжик в сад попал случайно, бум-бум-бум

Очень яблоки любил он, бум-бум-бум

Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум

Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум

И удары раздавались, бум-бум-бум

Ой, как зайки испугались, бум-бум-бум

По кустам все разбежались, бум-бум-бум.

(игра на барабане, или имитация игры на барабане)

Лесенка

Вот иду я вверх.

Вот иду я вниз.

(слова сопровождаются ритмичной игрой на металлофоне или ксилофоне)

Кухонный оркестр

Наш повар Василий на кухню пришел. Он главный, он сильный, он, как дирижер!

Огромным половником только взмахнет - оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные - бом-бом!

Бидоны бездонные - дон-дон!

Чашки для чая - тинь-тинь!

Сковородка большая - динь-динь!

Вилки и ложки - там-там!

Тарелки и плошки - бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается - просто чудесный!

(данный шуточный оркестр с успехом можно использовать для домашнего музицирования)

Публикации по теме:

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: - познакомить со специальными.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речевые игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 апреля 2021 в 07:04
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Речевые игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Троицкая (УИ 306385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД