Александрова Светлана Курбановна
Речевое развитие в экологическом воспитании младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятной. Уже к трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание и память - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Развитие речи - это очень трудная и ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра, способствует активному развитию словаря, нормализуется грамматический строй. Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Публикация «Речевое развитие в экологическом воспитании младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Природа окружает ребенка с ранних лет. К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…».
Важнейшим методом развития речи детей является наблюдение, среди которых в дошкольном возрасте приоритет отдается природе. Проводя наблюдения за природными явлениями, за каким-нибудь процессом в природе (трудом взрослых и самих детей в огороде, цветнике, уходом за животными и т. п.)
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Метод – способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата; усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.
В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы:
• Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов);
• Практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);
• Словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы);
Наглядные методы.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:
- формирует у детей знания о природе;
- учит наблюдать;
- развивает наблюдательность;
- воспитывает эстетически.
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т. п.
При длительном наблюдении дети сравнивают объект, каким был в начале и каким стал по прошествии времени, как изменился.
В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность; совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения; происходит знакомство с окружающим миром, природой.
Наряду с наблюдением для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры:
- дидактические;
- подвижные;
- творческие;
- словесные.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?»
В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их.
Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Как зовут тебя, деревце», «Чей домик». Эти игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.
Словесные игры – «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно». Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Например: «Мыши и кот», «Пчелки и ласточка», «Совушка-сова», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Барашек» и многие другие. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах:
- на занятиях;
- на экскурсиях;
- в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и т. д.)
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.
Предлагаемые системы знаний в их взаимосвязи представят ребенку-дошкольнику тот пласт социального общественно-исторического опыта, который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в экологической культуре общества.
Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.
Знания у дошкольника о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Они могут значительно обогатить уровень существующих потребностей ребенка, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада : от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Задача воспитателей осознать и приложить все силы к формированию нового поколения. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истиной культуры в детях.