Бахматова Надежда
Речевое развитие детей подготовительной группы ТНР посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения с взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте. Одно из главных направлений работы с детьми с ТНР является речевое развитие, включающее овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Публикация «Речевое развитие детей подготовительной группы ТНР посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Основные задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.
Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения.
При подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их возросшие возможности. Главное внимание при этом обращается на степень трудности игровых правил и действий детей.
Далее представлены игры, которые направлены на развитие устной речи дошкольника.
Игра остается для детей подготовительной группы приоритетным направлением. Использование дидактических игр в работе дает детям определенные знания и навыки, развивает их умственных способностей, обучает, приучает к выполнению правил в игровой деятельности.
Работая с детьми подготовительной группы, широко использую дидактические игры на занятиях по формированию целостной картины мира, элементарных математических представлений, развитию речи для обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. Слежу за тем, чтобы содержание игры и её правила соответствовали воспитательным и образовательным задачам, конкретным программным требованиям, виду занятий. Дидактические игры для детей подготовительной группы подбираю согласно тематике занятия, учитываю психологические особенности детей, уровень их подготовки, интересы. Предлагая детям дидактические игры, знакомлю с правилами и игровыми действиями, рассказываю, как надо играть, как вести диалог, задавать вопросы, отвечать на них красивыми распространенными предложениями.
В руководстве дидактическими играми прослеживаются этапы подготовки, проведения, анализа.
Готовясь к проведению дидактической игры, педагог должен учитывать задачи воспитания и обучения конкретной возрастной группы, вид занятия, лексическую тему, подбирать необходимый дидактический материал : пособия, игрушки, картинки. Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Для ее решения воспитатель должен тщательно готовиться, находить и использовать занимательную для детей форму проведения. В противном случае игра превращается в дидактическое упражнение. Выбрав игру, предложить детям поиграть, начиная ее сам, пригласить к участию в ней детей.
В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Воспитатель контролирует процесс игры, следит за выполнением правил, использует методические приемы: дополнительное объяснение, советы, напоминание, вопросы, оценку.
В процессе игры решаются задачи по развитию речи детей дошкольного возраста подготовительной группы :
• накопление необходимого словарного запаса для полноценного общения. («Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Ассоциации», «Бывает – не бывает» и др.).
• усваивания лексического значения слов и их правильного употребления. («Что происходит в природе?», «Из чего сделано?», «Кто кем был?», «Что бывает осенью, зимой, весной, летом?» и др.)
• осваиваются обобщающие понятия, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений. («Назови одним словом», «Найди ошибку» др.)
• улучшается образность мышления и ее выражение словесными описаниями, благодаря использованию, специальных речевых построений. («Ассоциации», «Четвёртый лишний», «Подбери признаки», «Животные и их детёныши» и др.)
• стимулируется работа воображения в занимательной игровой форме. («Что бывает круглым?», «Назови три предмета», «Кто больше знает?», «Калейдоскоп» и др.)
• развивается логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач. («Отгадай-ка!», «Что это такое?», «Бывает- не бывает.» и др.)
• способствует активному использованию новых слов в повседневном общении. («Расскажи, как», «Что вокруг нас?», «Я загадал предмет» и др.)
Ребенка должна привлекать в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Активное участие, выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей, что побуждает ребенка быть внимательным, анализировать, запоминать, сравнивать, классифицировать.
Дидактические игры помогают ребенку осваивать в легкой, непринужденной форме нормы родного языка, развивают связную речь, пополняют и активизируют словарь, формируют четкое звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли.
При работе с детьми с ОНР главное место в игре отвожу работе со звуком, буквой, предложением. Провожу игры на развитие фонематического слуха ребенка, автоматизацию поставленных звуков. («Угадай, что звучало?», «Попугаи», «Артисты» и др.)
Использую дидактические словесные игры коррекционной направленности: «Определи место звука в слове», «Подскажи словечко», «Назови предметы на заданный звук», «Подбери рифму», «Назови ласково», «Кто больше?» и др.
В каждой дидактической игре задача выполняется при помощи действия, которое определяет и организует поведение каждого ребенка, развивает интерес и определяет их эмоциональное отношение к игре, сплачивает детей в единую команду.
Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- чередование и вариативность игр и упражнений.
Таким образом, применение специальных дидактических игр и упражнений в работе с детьми с ТНР позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи, вызывает у детей интерес, поддерживает положительный эмоциональный настрой, позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием, обеспечивает усвоение программного материала.