Тамара Татаренкова
Речевая предметно-развивающая и игровая среда
Детство - этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад- это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно- развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Организуя предметно- развивающую среду в группе необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологическое и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития,а также эмоционально- потребностной сферы.
Публикация «Речевая предметно-развивающая и игровая среда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В развитии ребенка предметная среда выполняет самую главную функцию- функцию стимула, побуждающую ребенка к самостоятельному решению, к активности действий. Создавая развивающее пространство жизнедеятельности детей, необходимо стремится к тому, чтобы его содержание было грамотным и основывалось на ряде функций и принципов построения развивающей среды. Организующая функция- цель этой функции предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Воспитывающая функция- эта функция может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Развивающая функция - это функция главная, ведущая. Создавая условия для формирования игровой развивающей среды, необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Соответствие возрасту в создании среды является ведущим. Игровая среда в группе должна быть представлена разнообразными игрушками, учитывающими интересы и потребности детей, а так же атрибутами, дополняющими игровой материал, Наблюдение за детьми в игровой деятельности, выявили следующее, что наибольший интерес вызывают сюжетно-ролевые игры: магазин, семья, парикмахерская, больница. В них дети воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности. Одним из компонентов сюжетно-ролевой игры является игровое оборудование. Проявляя творчество и фантазию, по разному используют мебель, моделируют игровую ситуацию. Для организации игр важно создать предметно- игровую среду. В состав предметно-игровой среды входят : игровая площадка, игровое оборудование,игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства должны находиться в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ни чего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными, удобными и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, переходить от одной игры к другой. Особое внимание в старшем дошкольном возрасте необходимо уделять развитию речи детей. Пособия, представленные в содержании предметно-развивающей среды по развитию речи должны быть динамичны и многофункциональны. Способствовать развитию внимания, словесно-логического мышления, активизировать словарь детей. Это наборы предметных и сюжетных картин, серии сюжетных картин,схемы для составления описательных рассказов, схемы- модели для творческого рассказывания к стихам и сказкам. Подобрать и систематизировать картинный материал по лексическим темам: "Семья", " Транспорт", "Мебель","Грибы", и т. д. Оформить игры и пособия для развития речевого дыхания, звучащие предметы, дидактические и речевые игры для развития фонематического слуха восприятия. Обогащать материал и по грамматическому строю речи: лото, и т. д.
Положительное влияние на становление детской речи оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. В группе оборудован уголок" Развиваем пальчики", в котором имеются разнообразные мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши.
Одним из любимых уголков детей уголок строителя. Для развития конструктивной деятельности оборудован уголок, в котором представлены разнообразные по размерам и фактуре конструкторы и строительный материал: деревянный, пластмассовый, мягкий конструктор.
Большое значение в жизни ребенка играет музыка. Музыкальная среда в группе должна быть представлена соответствующими материалами: музыкально-дидактические игры, портреты композиторов, различные музыкальные инструменты, как традиционные, так и нетрадиционные (маракасы, шумелки, трещетки, звучащие предметы-заместители, магнитофон.
Развитию творчества у детей способствуют разные виды театров: настольный, пальчиковый,кукольный и т. д.
Наблюдая за детьми, педагог должен понять, как важно обеспечить им зону ближайшего развития. Поэтому деятельность воспитателя по обогащению предметно-развивающей среды должна происходить на глазах детей с их посильным участием.