Лихоманова Надежда
Консультация «Речевая готовность к школе»
Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Следует обратить внимание на сформированность следующих речевых умений и навыков до поступления в школу :
• Правильное произношение всех звуков родного языка;
• Умение различать звуки речи на слух;
Публикация «Консультация „Речевая готовность к школе“» размещена в разделах
• Умение производить звуковой анализ слова:
- выделять первый и последний звук в слове;
- называть все звуки по порядку в слове;
- делить слово на слоги;
- определять количество звуков и слогов в слове;
- выделять ударный звук в слове;
• Умение произносить слова сложной слоговой структуры (сковорода, аквариум, космонавт, регулировщик и т. д.)
• Умение выделять слова в предложении (называть первое, второе и т. д. слово);
• Владение навыком написания (печатания) слогов, слов и простых предложений.
• Развитие словаря (к шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов);
• Использование обобщающих понятий в речи;
• Развитие грамматического строя речи (правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях, употребление простых и сложных предлогов, навык словообразования и словоизменения и т. д.)
• Развитие связной речи;
• Развитие общей и мелкой моторики;
Приведенные ниже задания помогут самостоятельно выявить уровень речевого развития своего ребенка.
1. Проверка правильности звукопроизношения:
(Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают затруднения.)
Для выявления нарушений звукопроизношения подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, щ, ж, ч, р, рь, л, ль, й. Каждый их этих звуков должен быть в начале, в середине, в конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Например:
С - сани, маска, автобус.
Сь – Сима, кисель, гусь.
З – зубы, коза.
Зь – зима, козел.
Ц – цветок, пуговица, огурец.
И т. д.
2. Исследование слуховой дифференциации:
(Покажите ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.)
Например:
(з – с) коза – коса
(с – ш) мишка – миска
(р – л) рожки – ложки
(к – г) кости – гости
(п – б) башня – пашня
(в – ф) сова – софа
И т. д.
3. Исследование словарного запаса:
а). Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, мебель, профессии и т. д.
б). Нахождение общих понятий для групп предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда).
В). Подбор признаков и название по признакам предмета: кислый, желтый (лимон).
Г). Подбор действий к предмету, подбор предметов к действию (собака – лает, кошка – мяукает).
Д). Подбор слов, близких по значению: хороший, приятный…
е). Подбор слов противоположных по значению: хороший – плохой…
4. Проверка развития связной речи:
а). Подберите сюжетную картинку и попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.
Б). Попросите ребенка пересказать небольшой рассказ, обратите внимание на последовательность изложения событий, логические выводы.
В). Попросите ребенка разложить серию сюжетных картинок (5-6 картинок) и составить логически связный рассказ по этим картинкам.
(при рассказывании ребенка обратите внимание на умение согласовывать слова в предложении, употребление предлогов, произношение слов сложной слоговой структуры).
Если, при выполнении этих заданий ребенок испытывает трудности, Вам необходимо обратиться к специалисту, который поможет успешно разрешить речевые проблемы будущего школьника.