Ольга Удилова
Мамина школа «Развиваем речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения
1. Вступление.
Игра «Продолжи предложение»
2. Особенности речи детей 2-3лет
(выступление логопеда)
3. Что нужно сделать, чтобы речь ребенка развивалась правильно?
4. Рука развивает речь (игры на развитие мелкой моторики руки).
(выступление Педагога - психолога)
5. Опыт родителей. Стимулирование речи малыша.
6. Решение заседания.
7. Видеоролик (с участием детей)
8. Игра «Пирамида любви».
Публикация «Мамина школа „Развиваем речь ребенка“» размещена в разделах
(впечатления о встрече)
9. Вручение памятки «Развитие речи детей дома»
1. Вводная часть:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы очень рады Вас приветствовать на очередном заседании родительского клуба «Мамина школа». Тема, которую мы будем обсуждать сегодня: «Развитие речи малыша». Но прежде, чем мы приступим к обсуждению данной темы, давайте поиграем в игру 1. «Продолжи предложение».
(давайте выйдем в круг)
Игра «Продолжи предложение». Ведущий передает первому родителю игрушку и говорит предложение «Я сегодня пришла сюда, чтобы… поделиться знаниями по развитию речи малышей». Родитель берет игрушку и продолжает предложение «А я пришла сюда, чтобы… узнать больше о развитии речи малышей» и т. д. Спасибо, присаживайтесь на свои места.
Основная часть:
Один французский ученный Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что единственная на земле роскошь – это человеческое общение. Вот мы сейчас и поговорим о речи малышей и их общении.
С 2-3 лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые слова, но и сложные предложения, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок этого возраста многим интересуется, часто обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей 2-3лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.
2. Особенности речи детей 2-3лет.
Выступление логопеда.
3. Что нужно сделать, чтобы речь ребенка развивалась правильно?
В более старшем возрасте у детей появляются сложности в речи. От чего же они зависят? Ученные утверждают, что причины кроются в условиях жизни детей первые три года. То есть от того как мы общаемся сейчас с малышом, напрямую зависит его речь в будущем.
А как Вы думаете, что же нужно сделать, чтобы речь ребенка развивалась правильно ( ответы родителей: нужно больше разговаривать с ребенком, читать ему, правильно говорить с ним и т. д.)
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия:
- разнообразные игры (звукоподрожательные игры, игры потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками.)
- игры-занятия с предметами и сюжетными картинками.
- рассказывание и чтение сказок, стихов, историй: пересказывание их вместе с детьми.
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям.
- разгадывание загадок.
- Игры направления на развитие мелкой моторики.
4. Рука развивает речь.
(Сообщение педагога – психолога)
5. Опыт родителей. Стимулирование речи малыша.
«Разговор с самим собой»Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».
«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
«Распространение»Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребё нок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой»… Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.
«Приговоры»Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
«Выбор» Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)
«Игры с природным материалом» Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключё н большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…
«Продуктивные виды деятельности» На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием. Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам.
«Замещение» «Представь, что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…
«Ролевая игра» Этот вид детской деятельности только ещё формируется.
Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
«Музыкальные игры» Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам»…Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем». Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!
Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!
Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
• Речь взрослого должна быть:
• - чёткой, неторопливой;
• - доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
• - грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
• При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.
• Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!
6. Решение заседания:
Активно способствовать развитию речи детей, используя художественную литературу дома и в ДОУ.
Воспитывать в себе высокую культуру речи, грамотно разговаривать с детьми и окружающими.
7. Предлагаем Вашему просмотру видеоролик с участием ваших малышей.
8. Заключение
«Берегите своих детей»
Игра «Пирамидка любви». Дорогие гости, давайте из наших рук сделаем пирамидку любви, поделимся друг с другом тем что мы любим или кого!
( Например: я люблю общение с людьми, я люблю своего ребенка и т. д. в конце ведущий кладет свою вторую руку на построенную пирамиду и благодарит всех за приятно и полезно проведенное время.
На память о нашей встрече Я хочу подарить вам памятку, которая поможет вам и вашему малышу правильно развивать речь.