Ломакина Евгения
Речь как один из компонентов функциональной грамотности
▼ Скачать
+ Заказать документы
Правильная и красивая речь – это
богатство, которое может подарить
ребенку каждый родитель, и оно особенно
ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.
В настоящее время в Российском образовании особое внимание уделяется функциональной грамотности как способности применять все знания, навыки и умения, постоянно приобретаемые в жизни, для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Публикация «Речь как один из компонентов функциональной грамотности» размещена в разделах
Одним из видов функциональной грамотности человека является свободное владение речью. В рамках образовательной области «Речевое развитие» функциональную грамотность следует рассматривать, как способность ребенка вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть в учебной деятельности и в общении с окружающими ребенка взрослыми и сверстниками).
Показатели грамотности речевого развития детей дошкольного возраста вы видите на слайде:
- владение навыками речевой активности;
- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- точное, правильное, логическое и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.
У меня вопрос, уважаемые родители, может ли ребенок стать функционально грамотной личностью имея нарушения в речевом развитии?
Как показывает статистика в нашем городском округе число детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями превышает показатели прошлого учебного года. Как вы видите на слайде в прошлом учебном году детей с речевыми нарушениями было 88%, в этом уже 90%.
Давайте посмотрим с какими проблемами сталкивается ребенок с нарушениями в речевом развитии?
- негативное отношение к речевому общению;
- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
- агрессивность, конфликтность, повышенная впечатлительность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта, повышенная обидчивость, ранимость, склонность к болезненному фантазированию, навязчивым страхам;
- не коммуникабельность.
Педагоги и специалисты городского округа понимая проблему работают по данному направлению создавая условия для полноценного развития речи детей, работая на основе принципов системности, последовательности и преемственности.
Но всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность, развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни.
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.
Семья оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка.
Поэтому нам бы хотелось дать вам несколько советов, уважаемые родители:
- Начинать заниматься речью ребенка необходимо с самого раннего возраста, с младенчества;
- Заметив проблемы в развитии речи своего ребенка своевременно обращайтесь к специалистам;
- В нашем городском округе на базе 4х образовательных организаций функционируют Консультационные центры в которых вы можете получить квалифицированную консультацию, помощь, рекомендации узких специалистов: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Подробную информацию вы можете посмотреть на сайте данных образовательных организаций;
- Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные играют огромную роль в речевом развитии наших детей, не забывайте об этом!
- Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом.
- Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать;
- Только систематические занятия с ребенком могут дать положительный результат;
- Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой – залог успеха вашего ребенка.
Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!