Лучший педагог года

Консультация «Родители — главные воспитатели»

Шкурина Анна
Консультация «Родители — главные воспитатели»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому…» С. Брандт

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семейного воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Публикация «Консультация „Родители — главные воспитатели“» размещена в разделах

Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит так и не заботится столько о нём. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве (М. И. Лисина, Э. Эриксон, ДЖ. Боулби, М. Эйнсворт); формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго родителя. Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь).

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)

В заключение хотелось бы привести в пример рекомендации родителям о том, как надо относиться к своим детям, чтобы и те и другие чувствовали себя счастливыми:

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомниться в этом

2. Главная цель воспитания – счастливый человек

3. Воспитание без уважения – подавление

4. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть – со всеми его достоинствами и недостатками

5. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности

6. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место

7. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым

8. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания

9. Не ищите волшебной палочки: воспитание должно быть системным

10. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример

11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален

12. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны, никогда не предавайте ребенка

13. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите

14. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше

15. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно Вы.

Публикации по теме:

Родители — первые воспитатели детей Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях.

Консультация «Что могут родители» 1. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например,.

Консультация для родителей «Отец и мать как воспитатели» Презентация для консультации1 слайдСамой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству,.

Консультация для родителей «Воспитатели и родители — друзья?!»Консультация для родителей «Воспитатели и родители — друзья?!» В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего.

Методическая разработка для педагогов «Воспитатели и родители: современные формы взаимодействия» Методическая разработка для педагогов по теме: «Воспитатели и родители: современные формы взаимодействия». Воспитатель: Медведева Е. В. 1.

Общение родителей и педагогов в современном детском саду. Родители и воспитатели — два берега одной реки. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители - основные социальные.

Консультация «Отец и мать как воспитатели» 1 слайд Отец и мать как воспитатели 2 слайд Введение Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей.

Педагогические ситуации «Воспитатели и родители» Типичные ситуации из практики общения педагогов с родителями воспитанников[/b] Ситуация 1 Одну из воспитанниц родители приводят в группу.

Консультация «Родители — образец для подражания» Родители - образец для подражания Дети не очень внимательно слушают старших, но не упускают ничего в подражании им. (Джеймс Болдуин) Наши.

Консультация «Почитайте мне, родители!» «Почитайте мне, родители.» В свои неполные два года мой племянник запросто мог сдать экзамен по школьному курсу «Информатика и Программирование».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Родители — главные воспитатели»
Опубликовано: 26 июля 2018 в 01:54
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Родители — главные воспитатели»» (включая файлы) размещена пользователем Шкурина Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД