Екатерина Климова
Знакомство детей с понятием «последовательность»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Ребенок познает мир»
Тема: «Знакомство детей с понятием «последовательность»
Для детей 4-5 лет наиболее эффективный путь к осмыслению понятия «последовательность», к пониманию ее роли и места в нашей жизни лежит через сопоставление правильных и нарушенных последовательностей.
Программное содержание:
1. Вывести понятие «последовательность» на осознанный уровень детей,
Публикация «Знакомство детей с понятием „последовательность“» размещена в разделах
Предоставить им возможность действовать со знакомыми последовательностями в мысленном плане.
2. Учить детей понимать необратимые последовательности (человек
рождается, взрослеет, старится, а не наоборот; функционально бессмысленные последовательности (нельзя сначала класть крышу, а на ней возводить стены и фундамент дома; нельзя на обутую ногу надевать носки и т. п.)
Вся познавательная информация передается детям в форме необычных приключений в сказочной стране.
Воспитатель рассказывает детям о том, что где-то на свете, за высокими горами и бесконечными пустынями, лежит маленькая удивительная страна. А населяют ее интересные люди. Все в этой стране не так, как у нас. Но жители сказочной страны живут спокойно и радостно, так как не знают, как должно быть на самом деле.
Воспитатель: - а давайте ребята вы сейчас превратитесь в птичек и мы полетим в эту сказочную страну и посмотрим, как живут там сказочные жители. Я буду пилотом, который управляет самолетом, а вы сложите кисти рук так, чтобы у вас получились крылья и мы полетим.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель: - вот мы и прилетели в сказочную страну, садитесь поудобнее занавес открывается, сказка начинается…
Однажды пилот совершенно случайно приземлил в этой стране самолет (была вынужденная посадка из-за мелких неисправностей самолета). Из самолета пилот вышел и решил посмотреть, как живется в сказочной стране. Его удивлению не было границ!
Первым делом пилот решил узнать, что это за страна ведь на карте она не обозначена. Подошел он к домику, странному такому. Внизу стоит крыша, на крыше – стены, из окна труба выглядывает. Долго ходил вокруг этого сооружения пилот, пока нашел что-то похожее на дверь. Хотел позвонить – звонка нет, хотел дверь открыть – ручки тоже нет, толкнул посильнее – дверь открылась.
Вошел пилот в дом и видит: на стуле с пятью ножками сидит старичок в шортах, рубашке, в меховой шапке на голове и валенках на ногах.
- Здравствуйте! – обратился пилот к странному старичку.
- Вы что, не знаете, что когда входишь в дом, то надо звонить? Для кого звонок повешен? – проворчал в ответ старичок.
- Да я хотел позвонить, но у вас с той стороны дома звонка нет, - возразил ему пилот.
- Да кто же звонки с обратной стороны вешает? – засмеялся старичок. – Сначала входишь в дом, а потом только на кнопку звонка нажимаешь. Поэтому звонок должен быть не снаружи, а внутри дома. Вошел – и звони.
Удивился пилот, осмотрелся, и впрямь – кнопка звонка прикреплена на стене. Делать нечего, подошел и позвонил. Раздался мелодичный звон, и старичок вдруг заулыбался: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Садитесь!»
Сел пилот на скамеечку, молчит от изумления. А странный старичок взял носки и вдруг стал их на валенки натягивать. Кряхтит, пыхтит, ругается, а ничего у него не получается. Смотрел, смотрел пилот, не выдержал и говорит:
- Что вы делаете?
- Как что? Одеваюсь, - ответил старичок. – Уже который день пытаюсь носки надеть. Старый я, мерзну. Без носок на улицу не хожу, боюсь, простыну. Вот надену носки, тогда за брюки возьмусь…
- Но вы же все неправильно делаете! – возмутился пилот.
- Как неправильно? Я по-всякому пробовал. Вы думаете, брюки на валенки легко надевать? Пробовал – ничего подобного. И свитер через шапку не лезет. Ох-ох-ох!
Пилот встал и пошел к выходу, а уходя, сказал: «У вас все получится только в том случае, если вы будете одеваться в правильной последовательности». Сказал и ушел.
Задумался старичок: «Что это такое – последовательность, да еще и правильная?». Хотел спросить у пилота, да того уже и след простыл.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, в какой последовательности надо было одеваться старичку? Вы знаете, что такое последовательность?
Дети высказывают свои предположения и в результате совместного обсуждения приходят к единому мнению, что последовательность – это когда что-то совершается, следует друг за другом в определенном порядке. Если этот порядок нарушить, то наступает неразбериха, путаница, в которой трудно что-либо понять.
В дальнейшем воспитатель рассказывает детям о том, что в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с разными последовательностями :
1. События в сказках протекают в своей последовательности. Например, в сказке «Колобок» герои встречаются в своей последовательности, и если эту последовательность нарушить, то получится совсем другая сказка;
2. Времена года чередуются в своей последовательности, и если ее нарушить то (ответы детей по картинкам).
3. Семь разных цветов, соединенных в определенной последовательности, называются радугой.
Вот и с героями сказки Корнея Чуковского произошла «Путаница» :
Замяукали котята: Надоело нам мяукать! Мы хотим как поросята, хрюкать!
А за ними и утята: Не желаем больше крякать! Мы хотим как лягушата, квакать!
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал и коровой замычал: Му-у-у!
Прибежал медведь и давай реветь: Ку-ка-ре-ку!
И кукушка на суку: Не хочу кричать куку, я собакою залаю: Гав, гав, гав!
Только заинька был паинька: Не мяукал и не хрюкал –
Под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал:
Кому велено чирикать – не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать – не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, с каким новым понятием мы сегодня познакомились, что это понятие означает?
Где мы с вами сегодня побывали, что интересного видели? Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
Воспитатель: Давайте в завершении нашего занятия мы проведем физкультминутку в правильной последовательности
Как живешь? Вот так
А плывешь? Вот так
Как бежишь? Вот так
В даль глядишь? Вот так
Ждешь обед? Вот так
Машешь вслед? Вот так
Утром спишь? Вот так
А шалишь? Вот так