Ольга Жидкова
Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия.
В последние годы появилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Авторы коррекционных методик (В. И. Бутейко, В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова и др.) значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания с речевыми патологиями у детей. В связи с этим очень актуален вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, при которых обучение, развитие и воспитание детей проходит без ущерба их здоровью.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В МБ ДОУ «Детском саду № 148» усилие работников направлены на оздоровление детей с нарушением речи, культивирование здорового образа жизни. Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс детского сада. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Технологии учат детей понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело, руки, язык. Выполнение таких технологий очень нравится детям, так как они содержат элементы игры. Решая задачи здоровьесбережения, мы опираемся на принцип единства взаимодействия: родитель – ребенок – педагог.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением речи оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь. Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития и формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
В старшей группе детского сада регулярно проводятся различные виды гимнастик:
• артикуляционная;
• дыхательная;
• гимнастика для глаз.
Артикуляционная гимнастика необходима для правильного произношения звуков, это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Дыхательная гимнастика – упражнения направленные на закрепление навыков речевого дыхания. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Зрительная гимнастика способствует повышению работоспособности, используется как компонент общей релаксации.
Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимые непосредственно на поверхности тела ребенка как руками, так и специальными аппаратами.
• Дифференцированный (для нормализации мышечного тонуса);
• Массаж язычной мускулатуры (расслабляющий массаж);
• Массаж и самомассаж лица;
• Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
• Массаж ушных раковин.
Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. В результате чего нарушается сила, ловкость, скорость выполнения движений, синхронность движений левой и правой рук, переключение от одного движения к другому. Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
У детей с нарушением речи недостаточно развита мелкая моторика рук. Отличается недостаточность форсированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелко моторикой рук испытывают затруднения.
Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляется и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем форсированности мелкой и артикулярной моторики.
Во время проведения организованной образовательной деятельности регулярно проводится разнообразная работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи используются различные здоровьесберегающие технологии. Оптимальным является использование физкультминуток с упражнениями для тренировки пальцев. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводят в сочетании движений с речью детей. Для детей с тяжелым нарушением речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Пальчиковый театр является одним из средств развития мелкой моторики и, следовательно, развития речи. Его использование позволяет развить у детей тонкие движения пальцев рук в атмосфере непринуждённой, таинственной игры, в которой дети играют роли сказочных персонажей. Атрибуты, необходимы для проигрывания той или иной пальчиковой гимнастики, ребенок надевает на пальцы. По ходу гимнастики он двигает одним, несколькими или всеми пальцами, проговаривая или слушая необходимый текст. Для современных детей при создании системы здоровьесберегающих технологий можно применять конструктор LEGO. Конструирование из деталей этой серии требует точных действий, развитой мелкой моторики, так как детали маленькие.
Эффективным средством в здоровьесберегающих технологиях при формировании темпо-ритмической стороны речи детей является логопедическая ритмика, которая представляет собой одну из форм активной терапии, включающую в себя комплекс упражнений, направленных на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Средства логопедической ритмики представляют собой комплекс постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, заключающихся в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.
В качестве средств логопедической ритмики используются:
• ходьба и маршировка в различных направлениях;
• упражнения, активизирующие внимание;
• счетные упражнения;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Также эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с нарушением речи является песочная терапия. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. Каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, речь.
В результате использования средств и приемов здоровьесберегающих технологий повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, повышается речевая активность, формируются двигательные умения и навыки, формируется правильное речевое дыхание. Здоровьесберегающие технологии позволяют разнообразить работу организованной образовательной деятельности.