Елена Селиванова
Реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в физкультурно-оздоровительной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В методической разработке представлен опыт инструктора по физической культуре. Особое внимание уделено здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям в работе с детьми дошкольного возраста. Предложены эффективные решения поиска методов профилактики и оздоровления детей, которые могут быть использованы специалистами в практической деятельности.
Публикация «Реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в физкультурно-оздоровительной работе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Методическая разработка не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное здесь – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Актуальность
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья (отсутствие культурыздоровья). Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.
Таким образом, можно сказать, что главная актуальная проблема физического воспитания в свете современных требований - охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников и её решение я представляю через реализацию физкультурно- оздоровительного направления,которое является ведущим направлением здоровьесберегающих технологий.
Цель: укрепление здоровья , формирование начал здорового образа жизни и ценностных ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Оздоровительные задачи :
- Совершенствовать физические способности, физические качества, умения и навыки в совместной двигательной деятельности детей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности, реализация их через систему физкультурно - оздоровительной работы;
- приобщение к спорту и физической культуре, формирование стойкой мотивации к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, потребности в физических упражнениях и играх; ;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Содержание
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них — физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе.
В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:
1. Социально-психологическое направление -технологии и методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
2. Интеллектуальное направление, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валиологии в доступной форме.
3. Двигательное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе мною, как инструктором по физкультуре используются следующие формы и методы:
Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.
Корригирующие упражнения – используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;
Ортопедические упражнения – включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;
Ритмопластика – включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;
Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Дыхательная гимнастика – может применяться как в вводной и заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;
Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;
Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
Активный отдых – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.
Традиционно проводится у нас каникулярные сезонные недели, во время которой дети принимают участие в различных мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих
достижений. Разрабатывая сценарии досугов, я творчески подхожу к выбору темы и форме проведения. Тематику досугов условно делю на 4 группы: развлекательные («Час веселых игр и конкурсов», «Праздник радости, веселья и хорошего настроения», спортивные («Спортивные сказки», «Спорт и мы», «Зимняя Олимпиада», оздоровительные (Игра «Команда скорой помощи», «Путешествие на поезде "Здоровье"», «Будь здоров и не кашляй!» «Друзья Мойдодыра», нравственно-патриотические («Умелые спасатели», «Народные забавы»).
Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды — приобретение спортивных снарядов, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов Каждому комплексу или упражнению даю название. Новые упражнения выполняем в медленном темпе, затем постепенно увеличиваем амплитуду, количество повторений и только после этого ускоряем темп.
В рамках преемственности ежегодно провожу спортивные праздники мероприятия в школе, а также провожу игры – эстафеты, соревнования с участием – школьников выпускников нашего детского сада.
Условиями успешного проведения занятий считаю :
1. Занятия проводятся в спортивном зале, в спортивной одежде, при наличии спортинвентаря, ковриков, разнообразной фонотеки.
2. Создание эмоционально-положительной непринужденной обстановки на занятии.
3. Учет нагрузки и дозировки в каждой возрастной группе.
Нагрузка от минимальной должна возрастать постепенно, т. к. в это время происходит начальный этап адаптации к ней организма.
4. Каждому занятию стараюсь придать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.
5 Учитываю интересы, потребности каждого ребенка.. Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.
Применяя такие методы и технологии как : подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, дыхательную; непосредственно физкультурные занятия, беседы о здоровье, самомассаж, Ортопедические и корригирующие упражнения, я тем самым повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду должны быть созданы следующие условия:
условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудован тренажерный уголок и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка
в каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием
для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста
в каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
необходимо осуществлять профилактику простудных заболеваний; проводить закаливающие процедуры; ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года
Заключение
Подводя итоги
работы, хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий оказалось успешным. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Данные технологии в обучении способствовали сохранению и укреплениюздоровья и обеспечивали успешность обучения дошкольников. Дети активно включались в организованную образовательную деятельность и получили знания умения и навыки, предусмотренные образовательной программой.
Приложение:
Презентация :«Реализация здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе».