Наталия Давыдова
Реализация здоровьесберегающей технологии «Оригами ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара
«Реализация здоровьесберегающей
технологии «Оригами ногами» как средство профилактики
и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Автор: инструктор
по физической культуре
Давыдова Наталия Валериевна
2020 год
Содержание
1. Актуальность 3
Публикация «Реализация здоровьесберегающей технологии „Оригами ногами“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
2. Основная идея разработки 4
3. Новизна использования технологии в работе с детьми ОВЗ 4
4. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей средствами
физического воспитания 5
5. Особенности организации занятий6
6. Информационное обеспечение 7
Приложения
1. Актуальность
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Особенно важно, для каждой мамы, здоровье её ребёнка. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений. Стопотерапия – это отличный способ укрепить детский иммунитет, раскрыв потайные резервы организма. Стимуляция стоп представляет собой комплекс несложных и полезных упражнений для всей семьи, но именно для малышей она играет особую роль, являясь хорошей профилактикой плоскостопия и других заболеваний опорно – двигательного аппарата. Кроме того, эти упражнения стимулируют центры, отвечающие за развитие речи ребёнка.
Цель:
Повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Задачи:
1. Целенаправленно стимулировать на стопах у детей биологически активные точки и зоны.
2. Укрепление мышечно – связочного аппарата голени и стопы.
3. Повысить выносливость стопы к нагрузкам.
4. Укреплять мышцы, которые принимают активное участие в поддержании свода стопы.
5. Разрабатывать голеностопный сустав, суставы пальцев ног.
6. Улучшить кровообращение.
7. Оказать стимулирующий, закаливающий и повышающий иммунитет эффект на организм.
2. Основная идея разработки
«Стопотерапия» - специально-коррекционные занятия, направленные на устранение дефектов, восстановление утраченных функций организма ребенка. Стопотерапия проводится с целью профилактики и лечения плоскостопия. В ходе занятий повышается выносливость стопы к нагрузкам, укрепляются мышцы, которые принимают активное участие в поддержании свода стопы, идет разработка голеностопного сустава, суставов пальцев ног, улучшается кровообращение, рефлекторное взаимодействие движений с центральной и периферической нервной системой, укрепляются нижние конечности.
3. Новизна использования технологии в работе с детьми ОВЗ
Стопотерапия – это массаж области стоп, который выполняется строго по зонам. Через воздействие на рецепторы ножек улучшается работа внутренних органов и систем организма. Сейчас стопотерапия широко «входит в моду». Многие сами делают у себя дома щетки, вязаные бугристые коврики, небольшие ванночки с песком, горохом, галькой. Другие более эффективно начинают использовать то, что выпускается промышленностью. На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется все тело, они отражают состояние органов. Стопы представляют органы, расположенные в средней части тела, включая печень, желчный пузырь, селезенку, желудок, почки, мочевой пузырь.
Стопотерапия имеет длительную историю своего развития. В древних китайских рукописях есть сведения, что после надавливания, разминания и других приемов массажа определенных областей стопы наступало значительное улучшение или выздоровление.
В своей методической разработке, я предлагаю новые комплексы стопотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ, работу на нестандартном оборудовании, элементы креативной гимнастики - «Оригами ногами».
4. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей средствами физического воспитания
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия, поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение для детей с ОВЗ.
Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы: ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, специальные тренажеры. Нестандартное оборудование: платки, дорожки «Здоровья», косточки, лестницы и др. Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т. п.).
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Средства физического воспитания Характер использования
Гигиенические факторы Гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т. п.
Природно-оздоровительные факторы Хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др., оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года. Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног, "рижский" метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля
Физические упражнения Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Здоровьесберегающая технология как элемент креативной гимнастики «Оригами ногами»
Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Здоровьесберегающая технология как элемент креативной гимнастики «Оригами ногами»
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основесовместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т. п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводитсявалеологическому образованию человека. Одна из его задач - формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений. В связи с этим целесообразно в процессе занятий по валеологии уделить внимание изучению темы "Строение и функции стопы. Профилактика и коррекция плоскостопия".
Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.
5. Особенности организации занятий
Занятия «Оригами ногами» для детей проводятся 20-30 минут под музыку. Дети занимаются на ковриках для гимнастики с оголенными ногами. В ходе занятия даются упражнения на разогревание конечностей в чередовании с другими упражнениями, используются элементы дыхательной, зрительной, пальчиковой, нетрадиционной гимнастики йоги, упражнения для формирования правильной осанки. Они используются как отвлекающие моменты для отдыха мышц голеней, стопы. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком. Используется платок, желательно, из плотного шёлка, саржи. Платок размером 25 на 25 сантиметров, квадратный, яркой расцветки. После комплекса упражнений дети ходят по дорожкам здоровья.
Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, с нестандартным оборудованием, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию - в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий (приложение 1).
Информационное обеспечение
1. Бондин В. И. Концептуальные основы валеологического образования //Валеология. 1997, № 1, с. 7-8.
2. Сапин М. Р., Билич Г. Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М. : Высшая школа, 2009. - 544 с.
3. Селиверстов В. И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 2010, № 12, с. 2-6.
4. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 2008, № 6, с. 58-60.
5. Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 2009, № 6, с. 2-14.
6. Стеркина P.Б., Коркина Ю. В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 2007, № 10, с. 2-5.
7. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М. : Новая школа, 2006. - 288 с.
8. Фонарев М. И., Фонарева Т. А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М. И. Фонарева. - Л. : Медицина, 1983, с. 319-321.
9. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 112 с.
10. Шорин Г. А., Мутовкина Т. Г., Тарасова Т. А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн. -метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 2005, с. 85-87.
Приложение 1
Комплекс упражнений «Оригами ногами» с платком.
1.«Треугольник»
И. п. стоя, платок лежит к ребёнку ромбом. Ребёнок берёт платок ногой за верхний угол и соединяет его с нижним углом.
2. «Малый треугольник»
И. п. стоя, платок лежит к ребёнку углом большого треугольника. Ребёнок берёт платок ногой за правый острый угол и соединяет с левым углом, и наоборот.
3.»Прямоугольник»
И. п. стоя, захват платка пальцами ног за нижний край платка, посередине, соединить с верхним краем платка. Уголки расправить.
4. «Малый квадрат»
И. п. стоя. Складываем малый квадрат из прямоугольника. Захват платка пальцами ног справа налево (слева направо)
5. «Конфета»
И. п. стоя. Платок лежит ребром к ребёнку. Захват платка за уголок справа налево, заводим платок чуть дальше середины, то же слева внахлёст.
6. «Конверт»
И. п. стоя. Захват платка пальцами ног за уголки к середине платка, один уголок оставляем открытым.
7. «Вертушка»
8. «Цапля»
И. п. стоя, руки в стороны. Захват платка за центр, поднять вверх согнутую ногу с платком, удерживать равновесие, стоя на одной ноге. То же другой ногой. Цапля поймала «лягушку».
9. «Утюжок»
И. п. стоя, руки на поясе. Одной ногой наступить на платок, другой выполнять поглаживание по платку «как утюгом». Ноги поменять.
10. «Прятки»
И. п. стоя, пятки вместе носки врозь. Платок лежит к ребёнку ромбом, пальцами ног подбираем платок под стопы «прячем», чтобы платка не было видно.
11. «Переложи платок»
И. п. сидя, руки сзади в упоре, спина прямая. Захват платка пальцами правой ноги, переложить платок в левую ногу. То же правой ногой.
12. «Гармошка»
И. п. то же. Собрать платок правой ногой «гармошкой», разгладить. То же левой ногой.
13. «Положи предмет»
И. п. то же. Дети выкладывают на платок предметы (кубики, мелкие игрушки, затем убирают их с платка.
14. «Подъёмный кран»
И. п. тот же. Дети кладут «груз» на платок, собирают платок за уголки и поднимают двумя ногами.
15. «Рыбка»
И. п. стоя. Складываем малый треугольник (рис. 2). Затем за уголок отгибаем один край «плавник» к середине. Из косточек выкладываем глаза.
16. «Собачка»
И. п. стоя. Платок лежит к ребёнку ромбом. Захват платка пальцами ног за верхний угол, ведём угол к низу чуть дальше середины. Справа и слева загибаем уголки вниз «уши» собаки. Из косточек выкладываем мордочку.
17. «Лиса»
И. п. стоя. Складываем большой треугольник. Берём пальцами ног за середину сгиба, ведём к центральному углу, оставляя сверху маленький треугольник. Затем отгибаем уголки справа и слева вверх. Мордочку выкладываем из косточек.
18. «Парусник»
И. п. стоя. Складываем большой треугольник. Затем острый угол платка ведём к тупому углу, поднимаем выше тупого угла.
19. «Сложный ромб»
И. п. стоя. Складываем большой треугольник. Острые углы ведём к тупому углу.