Наталья Василец
Реализация вариативной части ООП дошкольного образования как необходимое условие решения образовательных задач
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, в продолжение темы образовательной программы, сегодня мы хотим уделить особое внимание вариативной части программы нашего учреждения. Вариативная часть Программы представлена частью, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно п. 2.9 ФГОС ДО, является обязательной с точки зрения реализации его требований, дополняет обязательную часть, позволяет обеспечивать вариативность ДО, стимулировать педагогическое творчество и инициативу, учитывать индивидуальные потребности обучающихся, мнение их родителей, а также условия, в которых осуществляется педагогический процесс. Вариативная часть Программы разрабатывается непосредственно самими участниками образовательных отношений. Согласно п. 2.9. ФГОС ДО, в нее могут входить как парциальные программы, так и программы, самостоятельно разработанные участниками образовательных отношений.
Темочки:
Приказом №157 Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области от 21.11.2017 года нашему учреждению был присвоен статус «казачье» образовательное учреждение. В связи с этим, региональный компонент «казачество», стал неотъемлемой частью в работе нашего детского сада и определил вариативную часть образовательной программы. Вариативная часть с 2017 по 2022 год была представлена в нашем учреждении региональной программой «Родники Дона». Она позволила нам развить у детей интерес к культуре и истории Донского края, создать условия, обеспечивающие познание ребенком ценностей истории и культуры родного края, развить эмоционально-эстетическую сферу ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края, развить творческий потенциал младших дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности. Но система образования, как вы уже успели заметить, не стоит на месте, в частности и в нашем учреждении, поэтому в связи с введением ФОП обновилась и вариативная часть программы детского сада. С сентября 2023 года для реализации регионального компонента мы используем парциальную образовательную программу по приобщению дошкольников к культуре и традициям донского края «В краю Тихого Дона». Парциальная образовательная программа «В краю Тихого Дона» направлена на воспитание подрастающего поколения на идеях патриотизма, духовности, народности, обращение к истокам. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа.
В целях ознакомления с культурой и бытом казаков в детском саду обустроена комната казачьего быта. Благодаря созданию особой среды, у воспитанников формируются чувства причастности к наследию прошлого, позволяющее непосредственно с ним соприкоснуться.
Одним из эффективных средств реализации регионального компонента, является создание предметно-развивающей среды. Для этого в средней, старшей и подготовительной группах, оформлены тематические стенды, содержащие информацию об истории Донского казачества. Для детей старшего дошкольного возраста ведется кружок «Родники Дона», где малыши в игровой форме знакомятся с обычаями и традициями казачьих семей, разучивают игры, потешки.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают проводимые в нашем учреждении календарно-обрядовые праздники: «Покров на Дону», «День матери-казачки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», спортивные конкурсы, игровые программы.
Уже стало традицией, ежегодно в октябре проводить церемонию торжественного вступления воспитанников подготовительной группы в ряды Казачьей детско-молодежной организации «Донцы» Всевеликого Войска Донского. В торжественной обстановке, в присутствии духовенства и казаков, ребят посвящают в казачата. Важной составляющей приобщения наших воспитанников к духовно-нравственной культуре является посещение храма. В дни православных праздников, дети имеют возможность стать участниками службы и принять Таинство причастия. Так же, с целью качественного усвоения дошкольниками исторической информации, педагогами ведется реализация долгосрочных и краткосрочных проектов. Конечным результатом, которых становится положительная динамика роста патриотизма у детей и их родителей.
Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев, истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений, способствует развитию творческой активности воспитанников, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.