Резеда Шарипова
«Реализация в образовательной области «Художественная литература» в контексте ФГТ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Какое богатство мудрости и добра
рассыпано по книгам всех времен и
народов!»
Л. Н. Толстой
Одним из условий готовности ребенка к успешному освоению общеобразовательных программ начального образования является формирование у дошкольников основ научной картины мира.
В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в образовательных областях «Познание» и «Чтение художественной литературы» поставлена задача расширения кругозора детей и формирование целостной картины мира.
Публикация «„Реализация в образовательной области „Художественная литература“ в контексте ФГТ“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Наши дети пережили рубеж трехлетнего возраста, уже полностью сформировались как личность. Словарный запас достаточно разнообразен. Дети легко вступают в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети переходят из пассивного слушателя в активного участника, переживающего за героев литературных произведений, высказывающего свое собственное мнение, суждение.
У детей активизируется физиологическая потребность в знаниях всего, что их окружает. Им интересны сверстники, мир животных и мир взрослых. Они интересуются явлениями природы. Многих детей можно назвать «почемучками» : «Почему солнце так высоко, а тепло греет?», «Почему зимой идет снег, а летом дождь?», «Почему птицы летают?» и др.
У наших детей появляется очень интересная особенность – они рассказывают своим близким и друзьям невероятные истории и события, которые они сами якобы переживали.
Наши дети с удовольствием слушают русские народные, авторские и зарубежные сказки. Они сами определяют добро и зло, оценивают поступки героев.
Дети нашей группы легко запоминают литературные сказки А. Пушкина, К. Чуковского и С. Михалкова, С. Маршака. Они охотно подбирают и рифмуют слова. Любые попытки рифмовать слова поощряю, так как это способствует развитию речевого слуха.
Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для наших детей одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает детям уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, они живут жизнью героев, как будто сами становятся участником этих событий, сочувствуют положительному герою и осуждают зло.
Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, выразительность языка очень нравятся детям. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки, стихи и потешки.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости.
Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетическое представление.
Во время реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» происходит интеграция областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Итоги мониторинга образовательной области «Чтение художественной литературы» в старшей группе № 1 на начало 2012-2013 учебного года:
Высокий – 3 детей – 14%
Средний – 11 детей – 52%
Низкий – 7 детей – 34%
Для развития детей использую такие методы и приемы работы с детьми:
- чтение сказок, рассказов, стихов, потешек;
- разучивание стихотворений, используя схемы или «я начинаю, вы продолжаете»;
- рассматривание иллюстраций книг;
- беседа, пересказ сказок, рассказов;
- описание героев произведения;
- загадывание и отгадывание загадок;
- дидактические, настольно – печатные игры;
- рассматривание иллюстраций, картин;
- театр «Би-ба-бо», на фланелеграфе, настольный, плоскостной, режиссерские игры, костюмы и маски, шапочки разных персонажей.
- драматизация сказок детьми;
- использование музыкального сопровождения.
Формы работы:
- рисование.
- аппликация,
- лепка любимых героев, сюжетов.
Работу с детьми провожу в утреннее время, во время организованных видов деятельности, на прогулке, перед обедом, после сна.
Формы организации работы:
• НОД
• в режиме дня:
- игры с персонажами сказок;
- настольные игры (индивидуальные, подгруппами);
- «вечера» юных чтецов:
чтение стихотворений;
авторских и народных сказок;
театрализованных постановок, инсценировок, театров («Би-ба-бо», настольных, пальчиковых, на фланелеграфе)
• реализация проектов.
С родителями провожу индивидуальные беседы, анкетирования, консультации, предлагаю дидактические игры с коротким описанием, выступаю на родительских собраниях.
В средней группе реализовала проект «В мире сказки» по русским народным сказкам. Родители активно участвовали в подготовке и проведении проекта. Презентацией – итогом проекта подготовила и провела развлечение «В гостях у сказки», где все дети «попали в сказку» : играя, они отвечали на вопросы, загадывали и отгадывали загадки, инсценировали сказки, пели песни, плясали.
Рекомендации воспитателям:
- эмоциональное, выразительное чтение, передавая голосом того или иного персонажа;
- стихи, сказки, рассказы должны подбираться по возрасту;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать время года;
- в младших группах: стихи, потешки короткие, чтение необходимо сопровождать картинками или игрушками; сказки – показом одного из видов театра, чтобы заинтересовать детей. Дети любят играть в «Театр игрушек», масками, шапочками;
- во второй младшей группе – продолжать работу. Дети сами начинают инсценировать, используя маски, полумаски, шапочки;
- в средних, старших, подготовительных группах – дети любят инсценировать сказки, описывать, оценивать героев. Необходимо подготовить костюмы разных персонажей, разные выды театра, дидактические, настольные игры, пазлы, создать условия для художественно-творческой деятельности, с детьми можно делать маски, атрибуты для инсценировки. Дети сочиняют сказки, рифмуют.
Нельзя при этом не вспомнить слова великого педагога К. Д. Ушинского: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».