Залуцкая Евгения Викторовна
Реализация технологии Тико-конструирования в ДОУ
▼ Скачать
Среди множества разнообразных игр и учебных пособий конструктор «ТИКО» занимает особое место. Это не просто обычная модель, данный конструктор представляет собой игровой, развивающий трансформируемый материал. Простота и удобство в использовании, а также привлекательность формы способствует привлечению детей к игре с ним. О возможностях конструктора «ТИКО», об особенностях и ассортименте продукции, стоит подробней рассказать.
Особенности
Публикация «Реализация технологии Тико-конструирования в ДОУ» размещена в разделах
«ТИКО» нельзя назвать игрушкой в полном смысле этого слова, ведь конструктор представляет собой пособие для обучения, помогающее детям осваивать новые знания о мире вокруг них.
Разработки конструктора проводились НПО «РАНТИС» с 2002 года, по заданию Министерства образования России в качестве учебного пособия. Модели, аналогичные «ТИКО», к примеру, в Австрии долгое время используются для обучения детей и подростков, начиная от учебных занятий в игровой форме в детском саду и заканчивая университетом.
В самом названии модели и заключен смысл изделия. Понятие «ТИКО» – можно расшифровать в виде Трансформируемого Игрового Конструктора Объемного моделирования. Представляет данная модель своеобразную развивающую игру, способствующую развитию детей младшего дошкольного возраста и школьников. ТИКО способствует развитию:
Т – творческих навыков и умений;
И – интеллектуальных знаний;
К – коммуникативных умений;
О – организаторских способностей и возможностей правильно оценивать происходящее.
Основной задачей данной продукции является: развитие мелкой моторики; активизация развития полушарий мозга; творческая деятельность в активной игровой форме; знакомство ребенка с геометрическими фигурами, телами, тренировка пространственного мышления в процессе создания объемных моделей.
В учебные наборы входят пластмассовые плоскостные фигуры, соединяющиеся между собой. Собирая плоские и объемные модели и складывая между собой яркие детали, ребенок может наглядно понять различные процессы, происходящие вокруг. Детали соединяют между собой при помощи шарниров, что позволяет им вращаться. Производитель предусмотрел и наличие специальных окошек или дверей, которые находятся внутри фигур большего размера.
Модельный ряд
Поражает ассортимент продукции данного производителя. Здесь каждый желающий может подобрать подходящую модель.
• Набор «Грамматика». Данная модель подойдет для дошкольников. Основной функцией изделия является грамотная подготовка ребенка к школе. Составлен набор с учетом особенностей родного языка. Наличие квадратов разного цвета помогает малышу освоить премудрости языка, его основы и понять, что представляют собой гласные и согласные буквы и звуки. Квадраты с буквами и знаками препинания позволят ребенку научиться создавать из них слова, небольшие предложения, тексты, превратив процесс обучения в увлекательное занятие. Состоит набор из 112 элементов.
• «Азбука». Играя с таким набором, малыш сможет обогатить словарный запас. Подобная игра поможет ему изучить буквы и звуки, складывать слова в слоги и целые предложения. В составе модели 312 квадратов с буквами, начиная от А и заканчивая буквой Я. Их количество зависит от частоты использования.
• «Арифметика». Данный вариант состоит из двух разновидностей: набора с цифрами «Учимся считать!» (в составе его числа от 0 до 9) и модели «Сотня в квадрате» (с числами от единицы до ста). Наличие красочного методического пособия позволяет дошкольникам и учащимся младших классов освоить азы и приемы работы.
• «Геометрия». Использование такого варианта позволит ребенку ознакомиться с различными фигурами, изучить процесс их сборки, научиться основам геометрии, понять, что представляют собой объемные тела, разверстка и проекция на плоскость.
• «Шары». Игра с таким изделием позволит создавать мячи, имеющие разный размер, начиная от теннисного мячика до его футбольного собрата.
• «Английский язык». Данная модель укомплектована деталями с буквами на английском языке. Использование их позволит конструировать слова, создавать предложения на иностранном языке. Состоит из 100 квадратов. Данный вариант может быть рекомендован для педагогов, он поможет в подготовке дошкольников и обучению детей младших классов.
• ТИКО «Логический сундучок». Состоит такой сундучок из двух наборов «Звуки» и «Буквы». Первый вариант представляет собой пособие, предназначенное для логопедов, которые занимаются исправлением речевых нарушений у детей. Модель «Буквы» может использоваться воспитателями детских садов, логопедами и педагогами начальной школы. С помощью конструирования букв дети смогут изучить русский алфавит и запомнить конфигурацию букв.
• «Пингвин». В этом тематическом наборе есть все, для сборки пингвина в плоском виде и в 3D. Все детали, находящиеся в коробке, специально были подобраны по цвету и форме. Используя детали, можно создавать и иные варианты кроме пингвина. Изделие в собранном виде в высоту достигает 42 см, при ширине – 32 см и толщине в 5 см. Состоит модель из 93 деталей. Это прекрасный выбор в качестве подарка ребенку к празднику, на день рождения или Новый год.
• «Колесо». Эту новинку можно назвать лучшим дополнением к любой модели. Наличие дополнительных деталей позволит сделать модификации мобильными. Состоит набор из 10 колес со специальными выступами и отверстиями для крепления, диаметр их – 8 см.
Заслуживают внимания и иные варианты, вроде пазлов «Сказки», набора «Глазики и носики».
Производители постоянно обновляют ассортимент, представляя новые варианты. Так, среди новых разработок, большой интерес вызвал набор «Хрустальный». Состоит он из огромного количества деталей, их здесь 415 штук. Использование элементов позволит создавать самые невероятные модели, вплоть до космических кораблей, сверхзвуковых самолетов или ракетоносителей.
Советы по использованию
В состав наборов «ТИКО» входят равносторонние и равнобедренные треугольники, прямоугольники и квадраты, а также ромбы, пятиугольники, трапеции и иные фигуры. Собрать из них требуемую конструкцию позволят специальные схемы. В каждый набор входят рекомендации по использованию модели.
При использовании конструктора дети должны предварительно ознакомиться с новой моделью, понять, как соединяются детали.
Далее работа может производиться:
• по полной или контурной схеме;
• по предложенным образцам;
• с использованием технологической карты;
• при помощи слухового диктанта;
• с учетом индивидуальных представлений.
Важно, чтобы ребенок смог освоить работу со схемами, это значительно облегчит процесс обучения в процессе игры, поможет это и в учебном процессе в школе.