Дагират Сайдулаева
Консультация «Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
«Реализация регионального компонента
в условиях ДОУ»
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна».
А. Твардовский
Публикация «Консультация „Реализация регионального компонента в условиях ДОУ“» размещена в разделах
Актуальность темы: С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Основные законодательные и нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. Москва О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой Родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи: Расширять знания детей о родном крае;
Знакомить с творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, прославляющих наш народ;
Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему, формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
Развивать бережное отношение к селу и к району (достопримечательности, культура, природа);
Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране; Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе, сопричастности к этому;
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
Принцип развивающего обучения – Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).
Принцип взаимодействия с социальными институтами – Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования
Принцип личностно-ориентированного общения - Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми
Принцип тематического планирования материала – Подача изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям
Принцип наглядности – Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности – Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)
Принцип занимательности – Увлекательность для детей
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий :
Создание культурно-развивающей среды в ДОУ.
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми:
Непосредственная образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями воспитанников
Направления реализации регионального содержания образования:
Природно-климатические особенности родного края;
История и символика родного края;
Искусство и культура родного края;
Знаменитые люди родного края.
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного края, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность.
Перспективы в работе:
Создание программы по краеведению;
Пополнение картотеки конспектов ООД по краеведению;
Пополнение уголков по краеведению в группах;
Пополнение в ДОУ музей «Родник»;
Привлечение родителей к оказанию помощи при организации экскурсий, прогулок, организации музея и т. д. ;
Проведение семинаров по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания средствами краеведения.
Учебно-методические средства обучения
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. М. : УЦ «Перспектива», 2011г. – 296 с.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.
3. Аппликация в детском саду/ А. Н. Малышева, .В. Ермолаева; худож. Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009 – 432 с.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005. – 240 с.