Екатерина Комарова
Реализации патриотического воспитания, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня большая роль в нашей стране уделяется патриотическому
воспитанию, а именно воспитанию достойной личности, которая будет
любить и уважать свою Родину. Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей отсутствует представление о патриотизме.
Публикация «Реализации патриотического воспитания, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Один из принципов дошкольного образования в ФГОС ДО - «приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования
патриотических качеств, так как в этот период в ребёнке происходят те
значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они
легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и
сопереживать.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви, к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Процесс воспитания патриотических качеств у ребёнка очень сложный и
многогранный. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
А значит, мы должны давать дошкольникам не только знания, но и понятия о подлинных человеческих ценностях: это гордость за воевавшего деда, гордость за страну, желание продолжать традиции своего народа.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Что же такое Родина? Вот как дети нашей группы отвечают на этот вопрос. «Для меня Родина – это семья, родной дом».
Поэтому, работая в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одним из основных направлений воспитательной работы мы определили формирование представлений о патриотизме.
Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с ОВЗ, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».
Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей образовательную (подготовка ребенка к школе).
Академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной
культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему
жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В педагогическом аспекте под взаимодействием с родителями по
воспитанию личностных качеств дошкольников средствами патриотического
воспитания понимается - целенаправленный длительный педагогический
процесс, по созданию условий для сознательного отношения родителей к
личности своего ребёнка, как маленького патриота. Взаимные усилия
педагогов и родителей направлены на участие ребёнка, в совместных делах
направленных на формирование любви к родной земле, Родине, чувство
гордости за достижения страны, за мужество воинов, уважения к армии.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,
взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Взаимодействуя с родителями по данному вопросу, мы соблюдаем следующие психолого-педагогические условия:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования
воспитательных воздействий на ребенка;
- повышение педагогической грамотности родителей;
- обеспечивание взаимодействия детского сада и семьи, которое проявляется в активном участии родителей в образовательном процессе.
Поэтому, строя взаимодействие с семьями обучающихся, мы стараемся
относиться к родителям, как к партнёрам и привлекать их в жизнь группы и
детского сада через различные формы сотрудничества. Пропаганду педагогических знаний по патриотическому воспитанию ведем через групповые собрания, группу в ваттсап, родительские уголки, где размещаем консультативный материал, фотографии, памятки -рекомендации, буклеты. Для обогащения родителей знаниями был подготовлен материал в родительский уголок.
Это консультации: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»,
«Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственно -
патриотическое воспитание дошкольника в семье и детском саду», «Как
научить ребенка любить и беречь природу Родного края», «Для чего нужны
семейные традиции?»
С целью воспитания у детей с ОВЗ любви и привязанности к своей семье,
родному дому, своим близким разработала тематический план работы с
родителями по возрождению семейных ценностей. Вся запланированная
работа способствует тому, что у детей воспитываются гуманное отношение к
членам семьи, их роду деятельности, формируются представления о семейных ценностях и традициях, о людях труда и значимости профессий родителей. Так же совместно с родителями оформили альбомы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Все работы хороши, выбирай на вкус» : «Моя мама продавец», «Моя бабушка медицинская сестра».
В групповой оформлен уголок патриотического воспитания, в котором в
представлены материалы, поддерживающие интерес детей к родному городу,
к своей стране.
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той
путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень
многое, если не сказать – все!
Огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников с ОВЗ имеет их ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.
С целью знакомства детей с ОВЗ с достопримечательностями родного
города рекомендуем родителям совершать экскурсии к памятным местам. Для этого предлагаем «Маршрут выходного дня» с подробным описанием
посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению
ребёнка. А ещё наши мамы и папы с удовольствием разучивают с
детьми стихи о родном городе, тем самым прививают у малышей любовь к
малой родине.
Праздник 9 Мая в честь Победы в Великой Отечественной войне, святой для каждого из нас, и мы обязаны передать память о Победе, подвиге нашего
народа, о героях войны будущим поколениям. В пандемию дети вместе с родителями заучивали стихи о дне Победы, записывали на видео, затем мы устраивали в группе в ВК конкурс «Лучшего чтеца». Что способствует формированию у детей уважения и гордости за Отечество, за героический подвиг солдат в годы ВОВ, воспитывает чувство патриотизма и любовь к своему народу.
Вот уже стало доброй традицией ДОУ проводить тематические и
традиционно - календарные праздники совместно с родителями: «Осенины»,
«День матери», «Новогодний праздник», «8 марта», «День семьи». Наши
родители с удовольствием принимают в них участие. Проведение праздников
- это тоже патриотическое воспитание, ведь такие мероприятия сплачивают и
детей и взрослых, формируют уважительное отношение к семье, воспитывают любовь к матери, вызывают большой эмоциональный отклик.
Одним из эффективных форм работы с родителями, как показывает
практика, является вовлечение их в проектную деятельность. Родители нашей группы с удовольствием изготавливают для детей игровое оборудование, атрибутику. Такая деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, способствует формированию у детей чувства гордости за свою семью, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада.
В своем сотрудничестве с родителями использую такую форму,
как совместное участие в труде по благоустройству и озеленению территории группового участка, детского сада, участие в субботниках: «Расчистим участок от листьев», «Расчистим участок от снега», «Строим горку». Охотно подошли наши мамы и папы, к сооружению новой песочницы. Глядя на их работу, у наших детей горели глаза. Все мы, взрослые и дети получили большое удовольствие от проделанной работы. А так - же наши родители являются активными участниками многих тематических конкурсах ДОУ: «Герб нашей семьи», «Рождественская звезда» и др.
Таким образом, взаимодействие с родителями нашей группы по воспитанию личностных качеств у дошкольников средствами патриотического воспитания, позволило повысить процент вовлеченных в общее дело родителей. Очень хочется верить, что наши дети вырастут продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.
Библиографические ссылки.
1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
3.. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка. - СПб. : Речь, 2004.
4. Пономарева И. А. Патриотическое воспитание школьников : теория и современная образовательная практика. В кн. : Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: АСТЕРИОН, 2011.
5. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина. //Воспитание школьников. № 1. 1966.