Виктория Крамаренко
Словесные игры для подготовки детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Данные игры я рекомендую в подготовительной группе, чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые качества своих детей в повседневной жизни (в транспорте, очереди, по дороге в детский сад)
«Закончи предложение»
Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.
Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).
Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).
У дерева всегда есть. (тень, ствол).
Публикация «Словесные игры для подготовки детей к школе» размещена в разделах
Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).
Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).
«Найди лишнее слово»
Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ - машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.
Книга, газета, журнал, чашка.
Идти, бежать, стоять, стол.
Чашка, миска, вода, кастрюля.
Дерево, книга, кустарник, трава.
Дом, карандаш, хижина, шалаш.
Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.
Велосипед, машина, дом, поезд.
Старик, ребенок, корова, подросток.
Корова, волк, заяц, лиса.
Рыба, акула, ручка, кошка.
Петух, курица, соловей,
Щука, медведь, окунь, карась.
«Определите взаимосвязь слов»
Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова - теленок, кошка. (котенок, потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.
Темный - светлый, мокрый -. (сырой, пасмурный, сухой).
Папа - мама, бык -. (коза, корова, овца).
Мебель - стол, посуда -. (машина, чашка, яблоко).
Время - часы, температура -. (ртуть, читать, градусы)
Круг - шар, квадрат -. (тело, куб, четырехугольник).
Животное - лев, пища -. (обед, кухня, хлеб).
Яблоко - апельсин, пальто -. (стол, куртка, клюшка).
Молния - гром, туча -. (солнце, земля, дождь).
Врач - больной, продавец -. (маляр, покупатель, универмаг).
Строитель - дом, художник -. (картина, ручки, краски).
«Объединяющее понятие»
Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).
Пример: ель, дуб - (деревья).
Лимон, апельсин - (фрукты)
Суп, чай -. (пища)
Стол, стул - … (мебель)
Ложка, вилка -… (посуда)
Корова, кошка - … (домашние животные)
Ручка, фломастер - … (пишущие предметы)
Дом, магазин -… (здания)
Игра «Найди противоположное слово».
Пример: день - ночь (противоположное слово).
Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый - … (мягкий, добрый - … (злой, черный -. (белый, чистый - … (грязный, холодный - … (теплый) и т. д.
«Найди как можно больше слов»
Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?
Упражнение «Угадай предмет»
Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.
Упр. «Угадай, что я загадал»
Перед детьми выкладываются несколько карточек с изображением разных предметов. Взрослый загадывает один из них. Дети должны угадать его с помощью косвенных вопросов.
Упр. «Логические концовки»
- Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)
- Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)
- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)
- Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)
- Если правая рука справа, то левая рука… (слева)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
Упражнение «Угадай, что внутри»
Необходим непрозрачный мешочек и 10 – 15 мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Взрослый называет предметы, а ребенок должен быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой.
Упр. «Кто летает, кто плавает»
Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать».
Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.
Упр. «Не пропусти растение»
Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.
Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.
Упр. «Не пропусти профессию»
Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.
Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.
По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное».
Упражнение «Не перепутай»
При слове «нос» - дотронутся до носа, «лоб» - до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок). Ведущий пытается запутать детей, показав нос, показывает подбородок.
Упр. «Да» и «Нет» не говорите»
Взрослый задает вопросы, на которые нельзя отвечать «Да» и «Нет». За правильные ответы – фишки. Вопросы: Тебя зовут Федя? Сегодня четверг? Ты любишь смотреть мультики? Ты любишь своих родителей? Твоя любимая игра в прятки? Ты любишь мороженое? Медведи летают? И т. п.
Упр. «Четыре стихии»
Если ведущий говорит «земля», ребенок опускает руки вниз; «вода» - руки вытянуть вперед; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - произвести вращение в локтевых суставах.