Губайдуллина
Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются с семьёй, и обществом, начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от того, в каком возрасте и как будут приобщать к этому взрослые.
Публикация «Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре» размещена в разделах
Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка в полной мере поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.
В нашем городе, во всех образовательных учреждениях, включая наш детский сад, реализуется курс программы «Я-Златоустовец».
Одной из задач по освоению программы «Я-Златоустовец» для детей дошкольного возраста является : «воспитание патриотизма и толерантности через активно-действенный интерес к региональной культуре г. Златоуста.
Создание предметно-пространственной среды, отражающей региональный аспект культуры нашего города Златоуста, является одним из основных условий реализации программы курса «Я-златоустовец». Поэтому, в каждой группе (среднего, старшего, подготовительного возраста) должны быть созданы условия для реализации данной задачи.
Цель создания патриотического уголка: разработка и внедрение модели современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию активно-действенного интереса к региональной культуре.
Для достижения данной цели мы ставили следующие задачи:
- создание условий, способствующих эффективному развитию предметно-пространственной среды по курсу и использованию ее развивающих возможностей в дидактическом обеспечении учебно-воспитательного процесса образовательной организации.
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.
- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
При проектировании предметно-пространственной среды, следует продумать ее содержание так, чтобы она способствовала освоению пяти образовательных областей, а также, чтобы включала совместное партнерство детей и взрослых и свободную самостоятельную деятельность дошкольников в специально-созданных педагогами условиях. Следует отметить, что применение проектной деятельности активизирует интерес среди дошкольников и их родителей к знакомству с культурой и достопримечательностями родного города. Например «Кто как готовится к зиме»; «Зима на Таганае»; «Пришла весна в город», «Таганай», «Космос» и т. д.
Применение музейной педагоги раскрывает наиболее широкие возможности для дошкольников с целью глубокого изучения природы, искусства народа, мир камней, культуру разных народов. Уникальность мини – музея в ДОУ отмечается тем, что дошкольник может потрогать, рассмотреть и даже поиграть, т. е. исследовать самостоятельно. Примеры мини – музеев в патриотических уголках:
*Мини-музей «Народные куклы обереги»
*Мини-музей «Лекарственные травы Урала»
*Мини-музей «Прикладное искусство Урала»
*Мини-музей «Чайная чашка»
*Мини-музей «Мир камня»
*Мини-музей «Искусство народа (вышивка, ткачество, вязание»)
*Мини-музей «Чудо дерево»
*Мини-музей «Чудо колосок».
* Мини-музей «Космос»
Инструментарий руководства при организации ППРС по краеведческому курсу
«Я – Златоустовец»
• Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
• Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.
• Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей, комплексно – тематического планирования).
• Использование этих материалов в НОД, в совместной деятельности.
Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, уголок по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» должен соответствовать требованиям ФГОС:
• Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
• Возможность видоизменения в зависимости от темы недели, времени года.
• Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
• Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
• Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.
Каким требованиям должна соответствовать ППРС по курсу «Я – Златоустовец»
• Место размещения уголка в группе.
• Эстетичность и привлекательность оформления (не обязательно применять стандартные плакаты, открытки, детей и родителей могут заинтересовать необычное оформление своими руками)
• Наполняемость материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
• Соответствие материала возрасту детей.
• Творческий подход педагога в оформлении уголка
• Информационный материал, расположенный в уголке, должен разграничиваться по ступенькам, например: Златоуст, Челябинская область, Россия.
Какое название можно дать патриотическому уголку.
Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:
• Моя Родина.
• Родной край.
• Уголок России.
• С чего начинается Родина.
• Наша Родина — Россия.
• Любимый край.
• Люби и знай свой край.
.
Таблица: особенности подборки материала в зависимости от возраста.
Возрастная группа Государство Родной край
(Челябинская область) Город (Златоуст) Взаимодействие с семьей Цель
Младший дошкольный возраст Семейные альбомы «Моя семья», «Наша группа», «Мой дом», «Наша улица»
Изготовление рамок для семейных фотографий.
К концу года должен знать:
О членах своей семьи, родственных связях, семейных традициях.
Средняя группа Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка Флаг, герб и карта области, портрет руководителя города. Символика наиболее значимых предприятий Иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды, предметы быта, одежды.
Иллюстрации, альбомы «Мой город», «Моя улица», карты – схемы улиц города.
Куклы в народных костюмах, д. и. «Подбери наряд кукле», «Угадай куклу по описанию».
Макеты, иллюстрации о городском транспорте, д. и. «Сложи целое из частей», «По какой дороге едет транспорт»
Карточки с перелетными, зимующими птицами.
Изделие гравюра на стали, коллекция камней.
Макеты, иллюстрации гор Таганай, Уреньга.
Картотеки подвижных игр (ручеёк, капуста, золотые ворота,селезнь и утка и. т. д) словесных игр (гори ясно, ворон, солнце, теремок, и т. д.) Информация о семейных праздниках и традициях – альбомы
«Национальное блюдо нашей семьи», «Традиции нашей семьи», «Известные люди в нашей семье» К концу года должен знать:
название города;
название своей улицы;
национальности жителей города
предметы быта и одежды
разных поколений златоустовцев
-общественный
городской
транспорт: трамвай, автобус;
птиц: зимующих и перелётных;
златоустовские изделия: гравюра;
поделочные камни
златоустовского округа
горы: Таганай, Косотур, Уреньга;
водоё мы: Ай, Тесьма, городской пруд
Старшая группа. К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
.
Более подробно представляется материал о родном крае – Челябинской области.
Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:
Уклад жизни на Руси.
Традиции национального костюма.
Народный календарь.
Русская игрушка.
Народные праздники.
Подбор материала «Спортивные достижения», карта города, «Коренные жители города»
Информация о службах, действующих в городе. Привлечение родителей к изготовлению макетов «Горный парк имени П. П. Бажова», «Городской краеведческий музей», и т. д.
Изготовить альбомы «Праздник Сабантуй», «Масленица», «Праздник Кузьмы и Демьяна и гусиного пера»
Сделать подборку о спортсменах в семье.
Подготовить фотоальбом «Семейные прогулки по памятным местам родного города» Сформированные знания к концу года
-знают:
историю основания города;
городскую геральдику;
название нескольких улиц
города
хищных животных нашего края;
название коренных жителей
-«кузюки»;
национальные традиции: «Сабантуй», «Масленица»;
городские транспортные службы: скорая, пожарная, МЧС, газовая
растения
родного края
изделия мастеров города;
городские
виды спорта: лыжи, водное поло;
особенности национального парка «Таганай»;
памятные места
городского округа
Подготовительная группа Дополнением к материалу старшего возраста
выделяются новые подразделы:
Россия — мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах.
На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.
Дополнением к материалу старшей группы:
Подобрать материал, где отмечается промышленность г. Челябинска, экономическая отрасль, животноводство, информация о минералах и полезных ископаемых. Дополнение к материалу старшей группы: «Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе» Макеты «Городская улица», «Районы города», изготовление «Красной книги Таганая», Книжки – малышки «Легенды Таганая», альбомы «Городские службы», лепбук «Олимпийские чемпионы города», «Животный, растительный мир Таганая» Сформированные знания к концу года
-имена основателей города;
дату рождения города;
названия центральных улиц
города
достопримечательности города
растения, животных и птиц «Красной Книги Таганая»;
легенды и предания о Златоуст
взаимодействие городских транспортных служб;
заводы и фабрики города;
горные породы, полудрагоценные камни
, полезные ископаемые и изделия из них;
олимпийских чемпионов
города;
особенности национального парка «Таганай»;
значение городских водоёмов для города;
имена знаменитых людей города
Создание информационного пространства для родителей является одним из компонентов разработанной нами модели современной образовательной среды.
Родители (законные представители) – участники образовательного процесса, поэтому мы должны информировать их, о реализации курса в родительских уголках в форме папок-раскладушек «Тема недели, цели, задачи курса на месяц»
В течение недели и по итогам информировать родителей в форме фотоотчетов, памяток, буклетов о посещении краеведческого музея, проведения экскурсий, различных интересных мероприятий, которые проводятся в детском саду по реализации курса. Так же предоставлять информацию на сайт детского сада и в официальные группы в социальных сетях.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогов по краеведческому курсу «Я-Златоустовец», а также в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды запланированы методические мероприятия, в установленные сроки.
1. Изучить методическую литературу, а также нормативных документов. Срок – март месяц.
2. Изучить новые подходы к организации предметно-пространственной среды, способствующей формированию представлений у старших дошкольников представлений о региональной культуре. Срок – март месяц.
3. Провести консультации:
«Организация уголка по гражданскому образованию» Срок – март месяц.
«Мини-музей в детском саду» Срок – апрель месяц.
Провести викторину среди педагогов «Знатоки родного города» Срок – май месяц.
Ежегодно участвовать в конкурсе по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» (разработка конспектов, олимпиада «Юный житель г. Златоуста», организация ППРС по реализации курса)
Работа в патриотическом уголке детского сада.
При размещении информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, и совместную, включая НОД, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Можно продумать проведение итоговых мероприятий с привлечением детей из других групп, родителей. К концу тематической недели должен быть продукт детской деятельности, в виде плаката, поделки, рисунков, макета, и т. д. в зависимости от того, что запланировал педагог. Работа в патриотическом уголке должна быть в тесном взаимодействии с узкими специалистами. Музыкальный руководитель планирует прослушать музыкальные произведения композиторов нашего города, края, разучить народные песни, потешки, частушки, провести народные праздники. Руководитель по художественно – эстетическому воспитанию планирует рассмотреть репродукции картин местных художников, нарисовать рисунки родного города, края, познакомиться с национальной культурой. Учитель – логопед планирует подобрать словесные игры, дидактические игры, лексическую тему. Инструктор по физическому развитию разучивает с детьми подвижные игры разных народов, организовать спортивные мероприятия. Чтоб добиться хорошего результата, педагогам нужно работать в системе, планировать свою работу и взаимосвязь с узкими специалистами заблаговременно. При таком раскладе у детей и родителей будет интерес к изучению культурных ценностей нашего города, края, страны.
В дальнейшем мы планируем продолжить активно работать по реализации курса «Я-златоустовец», включать родителей в организацию и проведение интересных мероприятий, выставок, конкурсов, в проектную и исследовательскую деятельность. Пополнить в группах предметно – пространственную среду по реализации курса «Я – Златоустовец», для обеспечения в полной мере знаниями дошкольников о культурных ценностях родного города, края, страны. В перспективе создание развивающей среды по реализации курса в холлах детского сада – контактный мини- музей национальных центров «Башкирская культура», «Русская культура»
Список используемой литературы:
1. «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2012 № 273 Режим доступа: минобрнауки. рф
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014 №2
3. Я – златоустовец. Дошкольное образование : программа курса / Администрация
ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст, 2013 – 30с.
4. Смирнова, Е. О. Организация предметно-игрового пространства в детском саду[Текст] :Методическое пособие / Под общей ред. Е. О. Смирновой. — М. : «АРКТИ», 2012.
5. Бабунова, Е Наш дом - Южный Урал [Текст] : программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / Е. Бабунова, С Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. -255 с.
6. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] : Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014.