Приложение МААМ

Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре

Губайдуллина
Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре

Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются с семьёй, и обществом, начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от того, в каком возрасте и как будут приобщать к этому взрослые.

Публикация «Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре» размещена в разделах

Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка в полной мере поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

В нашем городе, во всех образовательных учреждениях, включая наш детский сад, реализуется курс программы «Я-Златоустовец».

Одной из задач по освоению программы «Я-Златоустовец» для детей дошкольного возраста является : «воспитание патриотизма и толерантности через активно-действенный интерес к региональной культуре г. Златоуста.

Создание предметно-пространственной среды, отражающей региональный аспект культуры нашего города Златоуста, является одним из основных условий реализации программы курса «Я-златоустовец». Поэтому, в каждой группе (среднего, старшего, подготовительного возраста) должны быть созданы условия для реализации данной задачи.

Цель создания патриотического уголка: разработка и внедрение модели современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию активно-действенного интереса к региональной культуре.

Для достижения данной цели мы ставили следующие задачи:

- создание условий, способствующих эффективному развитию предметно-пространственной среды по курсу и использованию ее развивающих возможностей в дидактическом обеспечении учебно-воспитательного процесса образовательной организации.

- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.

- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

При проектировании предметно-пространственной среды, следует продумать ее содержание так, чтобы она способствовала освоению пяти образовательных областей, а также, чтобы включала совместное партнерство детей и взрослых и свободную самостоятельную деятельность дошкольников в специально-созданных педагогами условиях. Следует отметить, что применение проектной деятельности активизирует интерес среди дошкольников и их родителей к знакомству с культурой и достопримечательностями родного города. Например «Кто как готовится к зиме»; «Зима на Таганае»; «Пришла весна в город», «Таганай», «Космос» и т. д.

Применение музейной педагоги раскрывает наиболее широкие возможности для дошкольников с целью глубокого изучения природы, искусства народа, мир камней, культуру разных народов. Уникальность мини – музея в ДОУ отмечается тем, что дошкольник может потрогать, рассмотреть и даже поиграть, т. е. исследовать самостоятельно. Примеры мини – музеев в патриотических уголках:

*Мини-музей «Народные куклы обереги»

*Мини-музей «Лекарственные травы Урала»

*Мини-музей «Прикладное искусство Урала»

*Мини-музей «Чайная чашка»

*Мини-музей «Мир камня»

*Мини-музей «Искусство народа (вышивка, ткачество, вязание»)

*Мини-музей «Чудо дерево»

*Мини-музей «Чудо колосок».

* Мини-музей «Космос»

Инструментарий руководства при организации ППРС по краеведческому курсу

«Я – Златоустовец»

• Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.

• Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.

• Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей, комплексно – тематического планирования).

• Использование этих материалов в НОД, в совместной деятельности.

Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, уголок по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» должен соответствовать требованиям ФГОС:

• Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.

• Возможность видоизменения в зависимости от темы недели, времени года.

• Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.

• Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.

• Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

Каким требованиям должна соответствовать ППРС по курсу «Я – Златоустовец»

• Место размещения уголка в группе.

• Эстетичность и привлекательность оформления (не обязательно применять стандартные плакаты, открытки, детей и родителей могут заинтересовать необычное оформление своими руками)

• Наполняемость материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).

• Соответствие материала возрасту детей.

• Творческий подход педагога в оформлении уголка

Информационный материал, расположенный в уголке, должен разграничиваться по ступенькам, например: Златоуст, Челябинская область, Россия.

Какое название можно дать патриотическому уголку.

Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:

• Моя Родина.

• Родной край.

• Уголок России.

• С чего начинается Родина.

• Наша Родина — Россия.

• Любимый край.

• Люби и знай свой край.

.

Таблица: особенности подборки материала в зависимости от возраста.

Возрастная группа Государство Родной край

(Челябинская область) Город (Златоуст) Взаимодействие с семьей Цель

Младший дошкольный возраст Семейные альбомы «Моя семья», «Наша группа», «Мой дом», «Наша улица»

Изготовление рамок для семейных фотографий.

К концу года должен знать:

О членах своей семьи, родственных связях, семейных традициях.

Средняя группа Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка Флаг, герб и карта области, портрет руководителя города. Символика наиболее значимых предприятий Иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды, предметы быта, одежды.

Иллюстрации, альбомы «Мой город», «Моя улица», карты – схемы улиц города.

Куклы в народных костюмах, д. и. «Подбери наряд кукле», «Угадай куклу по описанию».

Макеты, иллюстрации о городском транспорте, д. и. «Сложи целое из частей», «По какой дороге едет транспорт»

Карточки с перелетными, зимующими птицами.

Изделие гравюра на стали, коллекция камней.

Макеты, иллюстрации гор Таганай, Уреньга.

Картотеки подвижных игр (ручеёк, капуста, золотые ворота,селезнь и утка и. т. д) словесных игр (гори ясно, ворон, солнце, теремок, и т. д.) Информация о семейных праздниках и традициях – альбомы

«Национальное блюдо нашей семьи», «Традиции нашей семьи», «Известные люди в нашей семье» К концу года должен знать:

название города;

название своей улицы;

национальности жителей города

предметы быта и одежды

разных поколений златоустовцев

-общественный

городской

транспорт: трамвай, автобус;

птиц: зимующих и перелётных;

златоустовские изделия: гравюра;

поделочные камни

златоустовского округа

горы: Таганай, Косотур, Уреньга;

водоё мы: Ай, Тесьма, городской пруд

Старшая группа. К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.

.

Более подробно представляется материал о родном крае – Челябинской области.

Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:

Уклад жизни на Руси.

Традиции национального костюма.

Народный календарь.

Русская игрушка.

Народные праздники.

Подбор материала «Спортивные достижения», карта города, «Коренные жители города»

Информация о службах, действующих в городе. Привлечение родителей к изготовлению макетов «Горный парк имени П. П. Бажова», «Городской краеведческий музей», и т. д.

Изготовить альбомы «Праздник Сабантуй», «Масленица», «Праздник Кузьмы и Демьяна и гусиного пера»

Сделать подборку о спортсменах в семье.

Подготовить фотоальбом «Семейные прогулки по памятным местам родного города» Сформированные знания к концу года

-знают:

историю основания города;

городскую геральдику;

название нескольких улиц

города

хищных животных нашего края;

название коренных жителей

-«кузюки»;

национальные традиции: «Сабантуй», «Масленица»;

городские транспортные службы: скорая, пожарная, МЧС, газовая

растения

родного края

изделия мастеров города;

городские

виды спорта: лыжи, водное поло;

особенности национального парка «Таганай»;

памятные места

городского округа

Подготовительная группа Дополнением к материалу старшего возраста

выделяются новые подразделы:

Россия — мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах.

На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.

Дополнением к материалу старшей группы:

Подобрать материал, где отмечается промышленность г. Челябинска, экономическая отрасль, животноводство, информация о минералах и полезных ископаемых. Дополнение к материалу старшей группы: «Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе» Макеты «Городская улица», «Районы города», изготовление «Красной книги Таганая», Книжки – малышки «Легенды Таганая», альбомы «Городские службы», лепбук «Олимпийские чемпионы города», «Животный, растительный мир Таганая» Сформированные знания к концу года

-имена основателей города;

дату рождения города;

названия центральных улиц

города

достопримечательности города

растения, животных и птиц «Красной Книги Таганая»;

легенды и предания о Златоуст

взаимодействие городских транспортных служб;

заводы и фабрики города;

горные породы, полудрагоценные камни

, полезные ископаемые и изделия из них;

олимпийских чемпионов

города;

особенности национального парка «Таганай»;

значение городских водоёмов для города;

имена знаменитых людей города

Создание информационного пространства для родителей является одним из компонентов разработанной нами модели современной образовательной среды.

Родители (законные представители) – участники образовательного процесса, поэтому мы должны информировать их, о реализации курса в родительских уголках в форме папок-раскладушек «Тема недели, цели, задачи курса на месяц»

В течение недели и по итогам информировать родителей в форме фотоотчетов, памяток, буклетов о посещении краеведческого музея, проведения экскурсий, различных интересных мероприятий, которые проводятся в детском саду по реализации курса. Так же предоставлять информацию на сайт детского сада и в официальные группы в социальных сетях.

С целью повышения профессиональной компетенции педагогов по краеведческому курсу «Я-Златоустовец», а также в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды запланированы методические мероприятия, в установленные сроки.

1. Изучить методическую литературу, а также нормативных документов. Срок – март месяц.

2. Изучить новые подходы к организации предметно-пространственной среды, способствующей формированию представлений у старших дошкольников представлений о региональной культуре. Срок – март месяц.

3. Провести консультации:

«Организация уголка по гражданскому образованию» Срок – март месяц.

«Мини-музей в детском саду» Срок – апрель месяц.

Провести викторину среди педагогов «Знатоки родного города» Срок – май месяц.

Ежегодно участвовать в конкурсе по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» (разработка конспектов, олимпиада «Юный житель г. Златоуста», организация ППРС по реализации курса)

Работа в патриотическом уголке детского сада.

При размещении информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, и совместную, включая НОД, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Можно продумать проведение итоговых мероприятий с привлечением детей из других групп, родителей. К концу тематической недели должен быть продукт детской деятельности, в виде плаката, поделки, рисунков, макета, и т. д. в зависимости от того, что запланировал педагог. Работа в патриотическом уголке должна быть в тесном взаимодействии с узкими специалистами. Музыкальный руководитель планирует прослушать музыкальные произведения композиторов нашего города, края, разучить народные песни, потешки, частушки, провести народные праздники. Руководитель по художественно – эстетическому воспитанию планирует рассмотреть репродукции картин местных художников, нарисовать рисунки родного города, края, познакомиться с национальной культурой. Учитель – логопед планирует подобрать словесные игры, дидактические игры, лексическую тему. Инструктор по физическому развитию разучивает с детьми подвижные игры разных народов, организовать спортивные мероприятия. Чтоб добиться хорошего результата, педагогам нужно работать в системе, планировать свою работу и взаимосвязь с узкими специалистами заблаговременно. При таком раскладе у детей и родителей будет интерес к изучению культурных ценностей нашего города, края, страны.

В дальнейшем мы планируем продолжить активно работать по реализации курса «Я-златоустовец», включать родителей в организацию и проведение интересных мероприятий, выставок, конкурсов, в проектную и исследовательскую деятельность. Пополнить в группах предметно – пространственную среду по реализации курса «Я – Златоустовец», для обеспечения в полной мере знаниями дошкольников о культурных ценностях родного города, края, страны. В перспективе создание развивающей среды по реализации курса в холлах детского сада – контактный мини- музей национальных центров «Башкирская культура», «Русская культура»

Список используемой литературы:

1. «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2012 № 273 Режим доступа: минобрнауки. рф

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014 №2

3. Я – златоустовец. Дошкольное образование : программа курса / Администрация

ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст, 2013 – 30с.

4. Смирнова, Е. О. Организация предметно-игрового пространства в детском саду[Текст] :Методическое пособие / Под общей ред. Е. О. Смирновой. — М. : «АРКТИ», 2012.

5. Бабунова, Е Наш дом - Южный Урал [Текст] : программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / Е. Бабунова, С Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. -255 с.

6. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] : Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014.

Публикации по теме:

Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля»Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.

Фотоотчет о проведении музейных уроков в рамках региональной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края»Фотоотчет о проведении музейных уроков в рамках региональной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» Приобщение к культурному и историческому прошлому Пензенского края в нашем дошкольном образовательном учреждении достигается слаженной работой.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник» Цель: расширить знания детей о лекарственном растении шиповник. Задачи: Образовательные: расширить кругозор детей, познакомив с кустарником,.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за хризантемой" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре
Опубликовано: 13 июля 2020 в 10:24
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая ППРС как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Губайдуллина (УИ 2315299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД