Мария Радченко
Развивайте у ребенка умение удерживать себя от неразумных желаний и поступков
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей младших дошкольников "Развивайте у ребенка умение удерживать себя от неразумных желаний и поступков"
Появление у ребенка желаний, самостоятельной выдумки, стремлений что-либо сделать – все это элементы его будущей воли. Родители обязаны поддерживать эти стремления, создавать условия, при которых ребенок мог бы их осуществить.
Публикация «Развивайте у ребенка умение удерживать себя от неразумных желаний и поступков» размещена в разделах
Конечно не все желания и стремления ребенка следует одобрять. Ребенок видит на столе фрукты и конфеты, ему хочется их съесть. Он знает, что брать без разрешения запрещено, но не может удержаться и берет. Другой пример. Ребенок знает, что отец отдыхает после длительной работы и его сон нехорошо нарушать, но ему захотелось поиграть с мячом, он не удержался и стал бегать и стучать. Какие причины вызывают эти поступки ребенка?
Ошибаются те родители, которые объясняют их испорченностью ребенка. Нежеланием слушаться старших. Чаще всего ребенок поступает так потому, что у него еще не развита «задерживающаяся воля». Для ребенка легче сделать то, что он хочет, чем удержать себя от выполнения возникшего желания.
Но если не приучить ребенка отказываться от некоторых желаний, то в дальнейшем он будет систематически нарушать правила и требования жизни, у него могут развиваться плохие привычки, что приводит к тяжелым последствиям. Именно поэтому хорошие, но безвольные юноши и девушки иногда не могут противостоять влиянию плохих сверстников.
Какие же меры должны принимать родители, чтобы приучить ребенка удерживаться от выполнения неразумных желаний. Прежде всего, приучать выполнять правила, соблюдать порядок жизни. Например, ребенок вдоволь наигрался, может быть и немного устал, ему не хочется убирать свои вещи и игрушки на место, а приятнее поесть и сразу лечь спать. Но в семье существует такое правило: каждый член семьи оставляет свои вещи в порядке. Ребенок должен соблюдать эти правила, а для этого он должен заставить себя прежде всего убрать игрушки. Конечно следует заботиться о том, чтобы правил, к которым приучают детей, не было слишком много, чтобы они были им понятны, соответствовали их силам и возможностям. Каждая мать может легко наметить для ребенка такие простые, точные жизненные правила и постепенно приучать их выполнять.
Нельзя воспитывать ребенка так, чтобы он был свободен от всяких обязанностей и ему все было разрешено только потому, что он маленький. Выполнение требований, пусть небольших, имеет огромное воспитательное значение. Поэтому с малых лет следует вселять в сознание ребенка мысль о том, что он тоже имеет обязанности и вместе с тем ему многое нельзя. «Нельзя» ограждает жизнь ребенка от опасных и вредных поступков. Ребенок рано может усвоить конкретный смысл слова «нельзя» : «нельзя» - больно, «нельзя» - холодно, «нельзя» - горько. Смысл этого слова становится все более сложным: «Нельзя отнимать книжку у товарища, хотя очень хочется именно сейчас ее смотреть». «Нельзя входить в комнату в грязной обуви». В этих случаях за «нельзя» должно следовать объяснение: книжка не твоя, и ты можешь только просить, а не отнимать ее, твои грязные ботинки запачкают пол, и маме придется мыть его, а она устала. По мере развития самостоятельности ребенка и его участия в жизни семьи все чаще становится необходимым не только запрещать что-либо словом, но очень кратко, спокойным и требовательным тоном объяснить почему нельзя так поступать. Однако, прежде чем отказывать в чем либо, родители должны подумать, справедливо ли будет отказать ребенку и достаточно ли убедительны для него мотивы отказа. В противном случае запрещение вызовет протест, тяжелые внутренние переживания.
Только те запрещения, которые понятны и убедительны для ребенка, способствуют развитию у него способности сознательно удерживать себя от плохих поступков.
Однако даже при таком отношении к ребенку нельзя рассчитывать, что устойчивая способность сдерживать себя разовьется у него быстро. Только при длительном и настойчивом влиянии на ребенка элементы сознательной сдержанности будут проявляться все чаще и в дальнейшем превратятся в постоянную черту характера.