Мария Козлова
Развитие речи с применением логогаджета
▼ Скачать + Заказать документы
Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте 1.
Но, к сожалению, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких малышей не является личностно значимой.
Публикация «Развитие речи с применением логогаджета» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет 2. В поиске новых форм, приемов организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска, в нашем случае, стало создание тематической интерактивной папки – лэпбука. Но так как группа у нас особенная – речевая, то и название интерактивной папки мы изменили – ЛОГБУК, в соответствии с направлением нашей работы. Но в наш век компьютерных технологий дети увлечены современными гаджетами (ноутбук, планшет, телефон и т. п.). Поэтому наш логбук мы создали по аналогии с ноутбуком.
Новизна нашей работы заключается в том, что наряду с традиционными, известными формами и приемами, используемыми в работе по коррекции речи дошкольников, мы стали использовать собственные игровые методы коррекции и введения поставленных звуков в связную речь. ЛОГБУК – это самодельная тематическая папка-раскладушка с разными кармашками, конвертами, подвижными деталями, где собирается материал по определенной теме. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения и т. д.). В ходе работы с логбуками дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный вокабуляр, автоматизируют поставленные звуки, учатся употреблять их в самостоятельной связной речи. Внесение логбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Что дает игра детям?
Игра дает свободу. Игра – не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра создает гармонию, формирует стремление к совершенству.
Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего ребенка, активизирует его способности.
Игра дает психологическую устойчивость.
Почему мы выбрали данную форму работы?
Во-первых, ЛОГБУК помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает ЛОГБУК и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками папку.
В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому ребенку.
Ну и в конце концов, это просто интересно.
Преимущества использования логбуков:
— ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
— структурирует большой объем данных;
— побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
— может разнообразить самостоятельную или совместную деятельность со взрослым;
— развивает креативность и творческое мышление;
— простой способ запоминания;
— объединяет детей для увлекательного и полезного занятия
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как :
— умение планировать предстоящую деятельность;
— договариваться со сверстниками;
— распределять обязанности;
— искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
— самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
— принимать собственные решения, опираясь на свои
знания и умения;
— используя устную речь, выражать свои
мысли и желания.
Создание логбука – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Логбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
Родители обеспечивают поддержку: информационную (сбор информации для логбука, организационную (экскурсии, походы, техническую (фото, видео, мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Используя в своей работе логбуки, мы пришли к выводу, что их польза несомненна.
Во-первых, мы создали условия, сохраняющие и укрепляющие здоровье воспитанников (требование ФГОС).
Во-вторых, оптимизируем учебную, психологическую и физическую нагрузку детей.
В-третьих, несомненно, упрощается работа педагогов по преодолению речевых недостатков у детей.
В-четвертых, у детей повышается самооценка, они начинают верить в собственные силы, создается психологический комфорт, положительный внутренний микроклимат в общении со сверстниками и взрослыми.
А главное, данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и с родителями, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более доверительным межличностным отношениям, дает возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их, играя, легко, с радостью.
Практическая значимость использования логбуков
Логбук — это не просто игровое пособие, помогающее закрепить и отработать полученные знания и умения, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты.
Каждый логбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания. Логбук — это удивительный помощник педагога, сделанный вручную. Поэтому изготовить его и использовать в своей работе могут логопеды, воспитатели как логопедических так и массовых групп, а при желании и родители воспитанников.