Инна Кирьякова
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Развиваем чувство ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Публикация «Консультация для родителей по музыкальному воспитанию „Развиваем чувство ритма“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Чувство ритма одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Формирование чувства ритма важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Если чувство ритма несовершенно, у ребёнка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Основная работа по развитию чувства ритма происходит на музыкальном занятии. Это- использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия : в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.
Но дети, придя домой, часто повторяют то, чему они научились на музыкальном занятии : танцевальные движения, музыкально-ритмические упражнения. И вы, родители, должны их в этом поощрять. Не всегда у ребёнка всё получается. Вы должны подсказать ему, как правильно выполнить то или иное движение, как сделать это красивее.
Рекомендации родителям
• Слушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
• Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
• Поощряйте движения под музыку. Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны.
• Хорошо помогает для развития чувства ритма игра на детских шумовых инструментах. (Возьмите коробочки или бутылочки, насыпьте в них немного любой крупы – вот и получился незатейливый инструмент). Можно использовать деревянные палочки или ложки. Пусть ребёнок воспроизводит ритм любой услышанной музыки на этом «инструменте». Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
• Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
• Чаще интересуйтесь у детей, что нового они выучили на музыкальном занятии.
• Играйте с детьми дома, на прогулке, во время чтения стихотворения, игры на шумовых инструментах, в любое время года и дня.
Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, обогащает его душевный мир.
"Аплодисменты».
Одна из самых простых музыкальных игр - на запоминие прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников продумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен безошибочно его повторить. И так по кругу. Ритмы постепенно надо усложнять.
"Стучалки"
Более сложным примером игры - является игра с применением каких - либо инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, по чему можно стукнуть или произвести шум, звон, дребезжание. Попробуйте использовать разные по тембру материалы - деревянные шкатулочки, коробочки, баночки. Стучать по ним можно металлическими палочками и ложками.
"Карнавал"
Эта игра предлагает нам освоить ритмы Латинской Америки, и познакомиться с танц. мелодиями самба, румба. В игре используются шумовые инструменты - маракасы, которыми надо шуметь в ритме музыки.
Для формирования и активного развития чувства метра и ритма можно рекомендовать следующие задания:
1. Дети всегда с большим интересом слушают стихи, поэтому негромко, с усиленной артикуляцией, проговориваем текст стихов или поем короткие песенки с одновременным прохлопыванием и простукиванием ритма кончиками пальцев по столу.
2. Даже в самом раннем возрасте малыши могут запоминать небольшие стихи. Можно проговаривать стихи "понарошку", беззвучно с максимальной артикуляцией и одновременным прохлопыванием кончиками пальцев.
3. Громко, ритмично проговариваем или поем под музыку одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям малыша.
4. Ходим на месте под чтение стихотворения или пение, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.
5. Медленно поем короткие, простые песенки, простукивая метр ладошкой, ножкой, выполняя игровые образные движения, в положении сидя: "Андрей - воробей" - "клюем зернышки", "Ладушки" -" лепим пирожки", "Кую ножку" -" стучим копытцем" и т. д.
6. Водим хороводы с пением - "Каравай", "Пузырь", ходим по кругу с пением и хлопками на каждый шаг или через шаг.
Играйте, пойте и радуйтесь вместе с детьми каждый день!