Папки-передвижки

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством системы игр и упражнений

Людмила Буравцева
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством системы игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.

Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством системы игр и упражнений» размещена в разделах

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (удовлетворением или неудовлетворением, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. С измерением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Как нам удалось выяснить в результате диагностики, в формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального поведения.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых.

Когда взрослые относятся ласково к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Для развития эмоциональной сферы детей использую в своей работе игры, побуждающие детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и её участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но радостным, веселым событиям.

Содержание таких игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения («Пойми меня», «Я и ты такие разные», «Хорошо или плохо»; «Смешинка в рот попала», «Грусть – печаль», «Разноцветные эмоции» «Наши эмоции» и другие). В ходе таких игр, стремлюсь подвести детей к тому, что считаю главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Как правило, дети любят выполнять игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, игры, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному («Море волнуется», «Грусть», «Домик настроений», «Посиделки», «Хоровод сказочных героев», «Азбука настроений» «Цветик-семицветик» «Знакомимся с эмоциями», «Путешествие на остров Плакс» и другие). В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры, позволяющие детям расслабиться «выпустить пар» («Бабушка Маланья», «Упрямое зеркало», «Выбери партнера», «Тень»).

Важное место принадлежит сенсорным играм («Кто в домике живет», «Вкусно-невкусно», «Путешественники», «Ветерок» и другие) которые, помимо выполнения своей основной задачи активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессиии, или эмоционально экспрессивные игры. Эти игры направлены на развитие мимической и пантомимической, речевой моторики, жестякулиционной выразительности – иными словами, языка эмоций. Они создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости («Сурдопереводчики», «Живые картинки», «Поговорим о настроении»).

Эффективными считаю игры без слов, без наглядного материала. Содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. Сначала эти игры детям кажутся странными и непривычными, однако равные права, невербальные контакты снимут напряжение, замкнутость, боязнь того, что кто - то может обидеть. В ходе таких игр по возможности избегаю инструкций, замечаний. Моя задача – поддержать каждого, показать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнёры, проявляющие внимание друг к другу («Найди пару», «Зеркало», «Выбери партнёра»

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активной личности (эмоциональной памяти, мимики, хорошо развитой речи, воображения и внимания, т. е. умение держать себя в обществе.

Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось подчеркнуть значение игры. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации Вся жизнь детей насыщена игрой, игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать их,

Итак, что же помогают сформировать у детей игры, на развитие эмоциональной сферы детей? (экспрессивные, пальчиковые, речевые, игры на выражение мимики и жестов, игры-драматизации, упражнения, этюды).

* Коммуникотивные способности и качества.

* Умение распознавать эмоции других, владеть своими чувствами.

* Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

* Умение сопереживать, радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

* Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

* Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Если эмоционально ребенок чувствует себя в группе комфортно, происходит его полноценное социальное развитие. Так по результатам моих наблюдегний выявляются положительные результаты: дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг другу, не боятся высказываться, чувствуют себя свободно. Поддерживая в ребенке радостное настроение, укрепляем его психическое и физическое здоровье.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством системы игр и упражнений
Опубликовано: 10 ноября 2024 в 12:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством системы игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Буравцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД