Юлия Мирошникова
Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19-Центр развития ребенка г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Районная педагогическая конференция
«Реализация ФГОС в ДОУ; проблемы и пути их решения»
Сообщение из опыта работы
педагога-психолога первой квалификационной категории
Мирошниковой Юлии Александровны
МКДОУ детский сад №-19 ЦРР
Публикация «Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
по теме «Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии»
г. Россошь
2014-2015 учебный год
Оглавление
Введение…3
Основная часть…. 4
Практическая часть…. 6
Заключение…9
Литература….…. 10
Введение
Введение в действие ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.2013г.) предполагает становление в ДОУ новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально-личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальных способностей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Песочная терапия – это один из методов психотерапии, возникший рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить психическую целостность, собрать свой уникальный образ. Песочную терапию можно применять в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек, изображающих различных персонажей. Таким образом, «творец» имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Этот метод используется для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных детей. И способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи внимания и памяти.
Основная часть
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задуматься над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.
Дошкольник проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Песочная терапия - это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и приговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Но основным положительным моментом, несомненно, является возможность получать ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладениями знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнётся с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала.
Практическая часть
Занятие «Весёлые вагончики»
Цели: развивать умение различать предметы по цветам; память, мышление, восприятие цвета; умение снижать мышечное напряжение.
Задачи:
1. Развитие умения различать основные цвета величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко - близко».
2. Формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше».
3. Развитие памяти внимания, восприятия, мышления, мелкой моторики.
4. Снижение психофизического напряжения.
Ход занятия
I. Приветствие
Психолог. Хотите отправиться в путешествие? Сегодня мы с вами сможем побывать в сказочной стране, которая находится совсем рядом, в нашей песочнице.
- Как вы считаете, на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Давайте отправимся в путешествие на поезде. Каждый из нас станет «вагончиком». Возьмитесь рукой за ленточку. Какого она цвета? (Красного.) Отправляемся в путь:
Паровозик, паровозик маленький, блестящий.
Он вагоны повёз, будто настоящий.
II. Упражнение «Здравствуй, песок».
Психолог. Вот мы с вами прибыли в песочную страну.
- Из чего она состоит? (Из песка.)
- Давай его потрогаем. Какой он? (Холодный, тёплый, сухой, мокрый и. т. д.)
- А теперь давайте с ним поздороваемся. Дотронемся до него каждым пальчиком одной ручки, а потом другой. Теперь всеми пальчиками сразу.
III. Упражнение на цветочное различие.
1. «Вагончики».
Психолог. На чём мы приехали в Песочную страну? (На поезде.) Посмотрите, у меня есть маленькие вагончики. Они разного цвета. Есть синие (показывает, а есть красные. Возьмите каждый по вагончику. Сейчас поднимут вверх вагончики те ребята, у кого они синего цвета. (Аналогично – красного цвета.) Дети выполняют задание.
- Давайте на песочнице «построим» поезд. Первыми станут синие вагончики, а потом – красные.
- Теперь вагончики перестроятся. Первый вагончик синий, второй - красный, потом снова синий и опять красный. (Чередование.) Дети «строят» поезд.
Психолог. Пусть нам поезд отдохнет, а мы поиграем на коврике.
2. «Кубики».
Психолог. Перед вами на ковре лежит много разных кубиков. Возьмите себе один синий кубик и один красный. Теперь все синие кубики положите в синюю корзину, а все красные - в красную. Дети выполняют задание.
3. «Карусель».
Психолог. Сейчас мы покатаемся на карусели. Девочки возьмутся руками за красные ленточки, а мальчики - за синие.
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова!
IV. Упражнение «До свидания, песок».
Психолог. Давайте вспомним, как мы здоровались с песком. А теперь так же попрощаемся с ним. Дети прощаются сначала пальцами каждой руки, затем двумя руками вместе.
V. Прощание.
Психолог. Вспомните, на чём мы приехали в Песочную страну. (На поезде.)
- Какого цвета он был? (Красного.)
- Назад мы поедем тоже на поезде, только синего цвета.
Дети берутся за ленточку синего цвета.
Паровоз, паровоз, маленький, блестящий.
Он вагоны повёз, будто настоящий.
VI. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
- Что вам понравилось в нашем путешествии?
- Какое у вас сейчас настроение?
Заключения
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где ещё сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты. … Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» - если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются…
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница – песочница.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач.
Кроме того, сам материал, песок обладает уникальным свойством – заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходят сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Список использованной литературы.
1. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии/ Т. М. Грабенко Т. Д. Зинкевич-Естигнеева. – СПб. : Детство-Пресс,2007.
2. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ О. Ю. Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс,2011.
3. М. А. Федосеева, Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии - Волгоград : Учитель, 2013