Светлана Сорокина
Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства – один из важных периодов в формировании личностных качеств у ребенка. Достижение положительных результатов в воспитании ребенка может быть только в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться активная работа во всех областях образовательной деятельности.
Экологическое воспитание у дошкольников должно быть направлено на раскрытие личностного потенциала ребенка, основанного на самовыражении и саморазвитии.
Публикация «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдая за общением детей и родителей, я заметила, что не все идеи детей реализованы и поддержаны родителями.
Исходя из своих наблюдений, я определила для себя 3 аспекта для раскрытия данной темы:
Развивать интерес к познанию окружающего мира
Сформировать у детей элементы экологического сознания, бережного отношения к природе
Воспитывать осознанное отношение к природе и природоохранной деятельности
Содержание представленного педагогического опыта предполагает усвоение дошкольниками материала на основе их собственного исследовательского и проектного опыта и явлений окружающей среды, но, при этом, требует от педагога наиболее меньшего вмешательства в исследовательскую деятельность детей.
Содержание представленного педагогического опыта направлено на выполнение задач образовательного стандарта дошкольного образования и охватывает следующие области образовательной деятельности :
Художественно-эстетическое развитие :
1. изготовление плакатов по природоохранной деятельности
2. творческая мастерская «Сохраним природу»
3. театральная детельность
Познавательное развитие :
1. проектная и исследовательская деятельность
2. развитие мышления, представлений об окружающем мире и своем месте в природе
Речевое развитие :
1. чтение художественной и познавательной литературы
2. заучивание стихотворений
3. развитие умения вести диалог и монолог
Социально-личностное развитие :
1. социализация в процессе познания окружающего мира
2. коммуникабельность во всех сферах детской деятельности
Работа с детьми не предполагает дополнительных временных затрат, поскольку вся деятельность проходит в рамках совместной и самостоятельной деятельностях педагогов с детьми, а так же, во время развлечений и прогулок, которые проводятся в детском саду.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Одной из основных форм взаимодействия педагогов с детьми, является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет ребенку раскрыть свой личностный потенциал. В ходе реализации проектов по теме представленного педагогического опыта, дети осваивали новые для себя формы взаимодействия со сверстниками и педагогами: умение выражать своё мнение, формулировать и высказывать свои идеи для реализации личностного потенциала, развивалось умение работать в коллективе, постепенно начало формироваться умение анализировать свою деятельность и делать выводы.
Постепенно развивалось мышление, творческое воображение воспитанников, способствующее более полному раскрепощению ребенка в ходе познания окружающей среды. Сформировались зачатки природоохранной деятельности, дети стали понимать, что необходимо бережно относиться к природе и к каким последствиям может привести губительное отношение к природе и её ресурсам.
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют достаточный багаж знаний в области экологии, поэтому, им хочется новых форм и методов взаимодействия, как в самостоятельной, так и в совместной с педагогом или сверстниками деятельности. Поэтому, для наиболее полной реализации потребностей детей, необходимо было учитывать интересы всех воспитанников как перед планированием проектной деятельности, так и в ходе неё, менять и дополнять ход исследований с учетом интересов и пожеланий детей.
Были достигнуты положительные результаты в формировании умения работать в коллективе со сверстниками и педагогами, отмечен высокий уровень сплоченности группы. Общение между детьми стало более ярким, повысился интерес к проектно-исследовательской деятельности и познанию окружающей среды.
Предметно-пространственная среда
Для самостоятельной и совместной деятельности был подготовлен методический, дидактический и игровой материал.
Методический:
- картотеки, иллюстрации, фотографии, лепбуки, плакаты.
Дидактический:
- игры, пособия, продукты детской деятельности.
Игровой:
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр, центр опытно-экспериментальной деятельности.
Родители воспитанников принимали активное участие в реализации проектно-исследовательской деятельности и в реализации детского потенциала. Стали больше интересоваться идеями детей в исследовательской деятельности и природоохранном направлении, поощряя любознательность и активность детей.