Алёна Поваркова
Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы музыкального руководителя
по теме:
«Развитие вокально-хоровых навыков
посредством игр и упражнений у детей дошкольного возраста».
Составила:
музыкальный руководитель МБДУ д/с №28
городского округа Вичуга
Поваркова Алёна Игоревна
План:
1. Актуальность, психолого – педагогическое обоснование опыта.
2. Игра – ведущий вид деятельности.
3. Описание опыта работы:
- цель
- задачи
- формы и методы работы с детьми
- работа с педагогическим коллективом
- работа с родителями
4. Результат
5 Вывод.
Публикация «Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Актуальность опыта.
Психологами установлено, что дошкольное детство является периодом особо благоприятным для интенсивного, творческого развития ребёнка, в том числе и развития его музыкальных способностей. Одним из первых проявлений музыкальности ребенка по праву считается пение. Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести навыки в развитии голоса и музыкального слуха, но и способствует формированию личности в целом, умению выражать себя; развитию музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему).
О необходимости раннего обучения детей пению говорили Александр Егорович Варламов,
Иосиф Ионович Левидов, Елена Самсоновна Алмазова, Николай. Афанасевич. Метлов, предлагающие интереснее приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
Проблема:
Обучение детей пению – одна из важнейших, но в то же врем одна из самых сложных задач музыкальногоруководителя детского сада.
При подготовке к праздникам очень часто основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но не возможностям ребёнка. В результате мы слышим крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под громкий аккомпанемент, заглушающий голос детей. Родители также больше внимания отводят на современные, яркие песни не учитывая возрастных особенностей ребенка.
Еще 1938 году в Москве состоялось первое Методическое совещание по проблемам вокальной работы с детьми. Главным вопросом совещания была охрана детского голоса. В дошкольном возрасте певческий аппарат ребенка анатомически и функционально только начинает складываться (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы, и поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Во время обучения дошкольников пению следует стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо: следить, чтобы дети пели без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых; следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса; добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.)беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т. д.);
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития певческого голоса детей дошкольного возраста и недостаточной проработкой этого процесса в условиях детского сада и семьи. Одна из задач музыкального руководителя это продуманный подбор музыкального материала-репертуар, соответсвующий певческим возрастным возможностям детей.
Детский сад работает по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ Д/С 28 г. о Вичуга, в основе нашей программы используется основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семеновны Комаровой, Маргариты Александровны Васильевой. «От Рождения до школы»
Для определения уровня развития голоса и вокально-хоровых умений с учетом требований программы «От Рождения до школы», реализуемой в учреждении, на начальном этапе работы было организовано диагностическое исследование. Диагностика проводилась на основе методик Натальи Алексеевной Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел пение, Киры Владимировны Тарасовой (развитие звук высотного слуха).
Результаты диагностики позволили выявить следующие проблемы. Дети зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое на шепот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный процесс рот глоточный аппарат и мышцы лица. Выявилась проблема связанная с развитием певческого голоса детей, проявилась в она в том, что дети пели крикливо, резко, напряженно, затруднялись петь в высоком или низком регистрах, не чисто интонировали, были сдержаны в проявлении эмоций. В силу несформированного артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, не вовлекая в двигательный процесс голосовой аппарат и мышцы лица.
2. Игра – ведущий вид деятельности.
Это определило направление моей деятельности - развитие вокально-хоровых навыков у детей с помощью ведущей деятельности дошкольников- игры. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста. Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Во-вторых, музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности. В-третьих, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Образовательные:
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
формирование умственных умений и действий.
Развивающие:
познавательную активность;
устойчивый интерес к действию;
саморегуляцию и самоконтроль;
внимание, память, мышление;
ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
эстетическое отношение к окружающему;
развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Коррекционные:
развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм,координации движений и нормализация их темпа и ритма;
формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
Они являются эффективным средством для развития интонационного слуха и расширения диапазона певческого голоса, поэтому тема моего опыта звучит так: Развитие вокально хоровых навыков посредством игр и упражнений умений у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»
3. Описание опыта работы.
Цель опыта: развитие певческих умений детей дошкольного возраста через организацию певческой деятельности на основе музыкальных игр и специальных упражнений.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1 Анализ психолого-педагогической литературы о музыкальном развитии детей.
2. Разработать и апробировать систему работы по развитию детского певческого голоса по основным показателям: широта диапазона, чистота интонирования, сила голоса, напевность звука, дикция, дыхание музыкальные игры,специальные упражнения.
3. Взаимодействовать с воспитателями по развитию вокально хоровых навыков у детей
4. Взаимодействовать с родителями воспитанников.
Конечным итогом работы является самореализация ребенка в песенной деятельности, которая выражается в успешном исполнении песен в повседневной жизни, на концертах, конкурсах, в самостоятельной деятельности. У ребенка самостоятельно реализуются физиологические возможности собственного голоса, формируются творческие способности.
Работая над первой задачей изучила методы Даниила Борисовича Эльконина, Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевичв Леонтьева, которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия педагога с ребенком, пособие Картушеной Марины Юрьевны, где даны практические рекомендации по развитию вокально-певческих навыков у дошкольников. В основу опыта легли также исследования Николая Афанасивича Метлова, Дмитрия Борисовича Кобалевского, Натальи Алексеевны Ветлугиной, где были определены особенности голосового аппарата, физиологические возможности детей дошкольного возраста, их певческие умения и навыки, педагогические условия активизации обучения пению, индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности; рассмотрены вопросы диапазона голосов детей разных возрастных групп, развития чистоты интонации, музыкального слуха и приобщения детей к песне.
В своей работе использую методику музыкального воспитания в детском ком саду ЗацепинойМария. Борисовна, она нацелена на осуществление взаимосвязи большинства разделов работы,на интеграцию всех видов искусства и разнообразной художественной деятельности детей, включая все виды музыкальных игр. Упражнения и распевки включаю в начало занятия для подготовки голосового аппарата к пению, музыкальные игры в конец занятия для развития певческих навыков у детей.
Начинаю занятие с того что предлагаю детям спеть музыкальное приветствие, оно позволяет настроится детям на музыкальное занятие и подготовить голосовой аппарат к пению. Использую такие музыкальные приветствия как:«Доброе утро»(Валеологическаяраспевка Ольги Николаевны Арсеневской, «Здравствуй говори (Светланы Алексеевной Коротаевой) «Здравствуйте ладошки» «Здравстуйте( «Марины Юрьевны Картушиной)
После музыкального приветствия использую дыхательную гимнастику, она помогает правильно освоить технику распределения дыхания. С детьми мы делаем следующие упражнения на дыхание: Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч. Затем выполняем опору на дыхание– пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем:«Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время – «надули шарик»). После этого спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям:«Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик»).
Также Для обучения детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч, и протяжному выдоху использую упражнения из дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой («Ладошки», «Насос», «Шаги», «Кошечка» «Ушки» и т. д.) и упражнения Картушиной Марины Юрьевны (Воздушный шар, задуй свечу)
Далее я напоминаю детям о соблюдение ряде правил певческой установки,для этого использую такие игровые упражнения как Спинка-тростинка, сидит дед, петь приятно и удобно и др. После чего мы делаем упражнения на дикцию, ведь красота песни зависит от четкого и ясного произношения слов.
На занятии использую упражнения по методу Виктора Вадимовича Емельянова, которые делятся на статистические и динамические. Статистические артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время). Цель таких упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении. Например, «Птенчик» — широко открыть рот; «Улыбка» — широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты); «Трубочка» — губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У. В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Например, «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» — к левому уголку рта, на «два» — к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»; «Улыбка – трубочка» — на «раз» — губы в улыбке, на «два» — губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» — грустный (музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д. Кабалевского).
Также использую и фонопедические упражнения (В лесу, вьюга, Кто как кричит и др.) Также в занятия включаю игры –сказки для развитии дикции (Лошадка, Обезьянки автор Ольга Юрьевна Херувимова)
Для распевания использую русские народные попевки «Лю-лю бай» «Кукушечка» «Гуси» «Андрей-воробей» «Лиса по лесу ходила». Бубенчики Елены Николаевны Тиличеевой, Колыбельная зайчонка Веры Анатольевны Карасевой и др. Одновременно работаю над развитием умения петь в унисон. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. Ансамбль у детей достигается постепенно. В младшем возрасте в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления. Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р. н. п. «Петушок» обр. Михаила Ивановича Красева, «Зайчик» обр. Григория Григорьевича Лобачёва и другие).В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем, поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.
В конце занятия провожу музыкальные игры на развитие певческих навыков у детей.
В своей работе я использую такие игры: «Колокольцы - бубенцы»(Русская народная игра) «Мишки и пчелы»(Марины Юрьевны Картушиной) Огородная хороводная. Бориса Валентиновича Можжевелова, «Мы на луг ходили» муз. Аркадия Дмитриевича Филипенко. и др. Также использую авторские игры других музыкальных руководителей Песенка снежинки (автор Мякишева Татьяна Анатольевна) «Кот и мыши» «Жук»(автор Павлова Валентина Александровна)
Работа с детьми над развитием вокально хоровых навыков, невозможна без тесного сотрудничества с воспитателями и родителями. Для этого провожу индивидуальные консультации с воспитателями, где предлагаю в свободное время с детьми повторять выученные слова музыкальных игр и песен и использовать артикуляционную гимнастику и речевые игры которые были использованы на музыкальном занятии.
Для родителей подготовила консультации на темы: «Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у дошкольников», ««Берегите голос детей», «Музыкальные игры дома». В настоящее время в период пандемии, чтобы показать результат своей работы родителям, делаю фото и видеоотчеты праздников и развлечений.
4. Результаты:
1)Повысила профессиональную компетентность по вопросу развития вокально-хоровых навыков у детей посредством игр и упражнений
2)Составила перспективный план по использованию музыкальных игр и упражнений.
3)Дети стали исполнять песни более напевно, чисто, эмоционально.
4)Выстроила систему взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями.
5. Вывод: таким образом, использование специальных упражнений, различных игр, методов и приёмов, музыкально-дидактического материала, игровой методики обучения детей пению – позволило мне добиться положительных результатов в развитии певческих умений у детей дошкольного возраста. В будущем буду продолжать работу над этой темой.