Папки-передвижки

Развитие воображения у детей с НОДА посредством театрализованной деятельности

Наталья Данилина
Развитие воображения у детей с НОДА посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

К. Д. Ушинский, писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение, имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Публикация «Развитие воображения у детей с НОДА посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

При организации работы с детьми, имеющими диагноз НОДА, необходима особая организация театрализованной деятельности, для развития творческого воображения у детей, учитывающая специфику детского заболевания.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения, только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для полноценного развития ребенка с ОВЗ, в частности с НОДА, есть необходимость, развития воображения, а с другой стороны, в настоящий момент нет четких методик, которые помогли бы педагогам простроить свою работу и организовать развития воображения через театральную деятельность у детей имеющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза: если создать необходимые условия и обеспечить целенаправленное руководство театральной деятельностью детей в повседневной жизни, то развитие воображения, как психический процесс, у ребенка с ДЦП, будет проходить значительно продуктивнее, а это, в свою очередь, станет основой для полноценного развития личности ребенка-дошкольника.

Основная часть:

Приступая к работе, мы поставили перед собой ряд задач:

• разработать и апробировать индивидуальную программу для развития литературного творчества у детей с НОДА;

• продумать необходимые условия для реализации развития воображения, через театральную деятельность в повседневной жизни детей с НОДА.

• активно включать детей в совместную театральную творческую деятельность, как с педагогом, так и со сверстниками;

• привлечь родителей воспитанников к пополнению группы новыми сказочными персонажами (куклы бибабо, изготовлением декораций и элементов костюмов для спектаклей.

Наша работа проходила в три этапа.

I этап – подготовительный

Он включал в себя диагностику развития воображения у детей. А так же анализ материальной базы нашей группы и содержание театрального уголка, т. к. основную часть работы с детьми планировалось проводить в повседневной деятельности, вне занятий. В нашей группе 6 человек. 4 мальчика и 2 девочки. У всех воспитанников есть нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Для развития воображения мы использовали метод диагностики речевого воображения "Вербальная фантазия".

Ребёнку необходимо было придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе — человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5 - 10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1-2 минуты, после чего ребёнок приступал к рассказыванию придуманного.

В ходе анализа рассказ каждого ребенка оценивался в баллах по следующим признакам:

- скорость процессов воображения;

- необычность, оригинальность стиля;

- богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);

- проработанность деталей и глубина образов;

- эмоциональность образов.

В результате проведенной работы, мы пришли к выводу о том, что уровень развития воображения наших детей крайне низок. Никто из воспитанников не смог составить даже небольшой рассказ о выбранном объекте. Назывались отдельные, не связанные между собой признаки, без описания деталей. Эмоциональная окраска так же отсутствовала.

При анализе речевого уголка, мы увидели, что в нем представлены отдельные, не связанные между собой персонажи разных сказок, магнитный театр «Репка» и несколько масок-шапочек. Ширма, подиум для персонажей отсутствовал. Масок, других видов театров не было.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что наряду с чувственным обогащением эмоционального развития ребенка, необходимо:

- пополнить театральный уголок разными видами театров (пальчиковый, кукольный, теневой, театр масок, магнитный, театр на конусах и т. д.)

- продолжать обогащать речь детей, пополнять пассивный и активный словарь, через знакомство с новыми художественными произведениями, в том числе с фольклорными образцами народной поэзии.

II этап – основной

Этот этап проводился со всеми детьми в повседневной деятельности, на протяжении 3-х месяцев (с сентября 2020 по ноябрь 2020)

Календарно-тематическое планирование

Месяц Название мероприятия Задача Ход

Сентябрь «Путешествие в волшебный мир театра» • Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

• Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

• Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем.

• Совершенствовать артистические навыки детей.

• Беседа-экскурсия о театре.

«Расскажи о сказочных персонажах» • Формирование умения рассматривать предметы (куклы, отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ.

• Закрепление умения определять цвет предмета, называть его.

Развитие умения согласовывать существительные и прилагательные.

Активизация словаря: антонимы (светлый - темный, высокий - низкий, белый - черный).

Развитие внимания, умения выделять основные качества, особенности предмета.

Развитие умения сравнивать предметы.

• Закрепление умения слышать определенный звук «О» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах).

Развитие умения слышать определенный звук в словах, называть его (звук «О» в словах – доктор, Оля, Поля). • Знакомство

• Сюжетно-ролевая игра

«Каккуколкислушали сказку»

Развивать воображение, фантазию, память детей. • Беседа-спектакль

«Мы - артисты» • Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос.

• Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. • Психофизические упражнения

Развитие мелкой моторики «Утро»

• Артикуляционная гимнастика

Развитие речи – скороговорка

Развитие интонационной выразительности – песенка Козы

• Упражнение на воображение

Развитие мимики

• Теаральный этюд

• Ритуал окончания занятия

«Посмотрите на нас» • Формировать четкую, грамотную речь;

• Совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики. • Психофизические упражнения

• Пластика движений (имитация движений животных)

Развитие речи – чистоговорка

• Динамичные упражнения «Зайкина зарядка»

• Самомассаж «Мочалочка»

• Пальчиковая гимнастика «Испечем пирожки и плюшки»

• Релаксация (под музыку)

Октябрь «К сказке в гости» • Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос.

• Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. • Ритуал начала занятия

• Упражнение на толерантность

• Пальчиковая гимнастика «На блины»

• Артикуляционная гимнастика

Развитие речи –скороговорка «Книга книгой, а мозгами двигай».

• Ритмические движения «Мышки-шалунишки»

Развитие выразительности и воображения «После дождя»

• Ритуал окончания

«Волшебный мир» • Учить детей напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать

друг с другом.

• Совершенствовать наблюдательность, воображение, память. • Ритуал начала «Дружба начинается с улыбки»

• Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких мышат»

• Артикуляционная гимнастика

• Интонационная выразительность

• Упражнение на воображение

Развитие пластики «Я – твоя тень»

• Упражнение на мышечное расслабление

• Ритуал окончания занятия «Рычи, лев, рычи»

«Вот как мы умеем!»Развивать наблюдательность, воображение детей;

• Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом,

Развивать память;

• Совершенствовать умение выступать перед публикой. • Имитация движений животных

• Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

• Упражнение на развитие интонационной выразительности

• Упражнение на воображение «На что похоже настроение?»

Театральный этюд

• Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

«Попробуй, повтори!»Развивать наблюдательность, воображение детей;

• Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом,

Развивать память; совершенствовать умение выступать перед публикой. • Ритуал начала занятия «Доброе животное»

• Упражнение на развитие мелких мышц руки «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук»

Развитие речи – скороговорка «Волки рыщут, пищу ищут»

Развитие воображения, выразительности движения

• Упражнение на выразительность движения «Танец розы»

• Снятие мышечного напряжения.

• Ритуал окончания занятия

Ноябрь «Здорово живется, весело поется»Развивать воображение, память детей;

• Совершенствовать культуру и технику речи. • Ритуал начала занятия

• Пальчиковая гимнастика «Я все умею»

• Артикуляционная гимнастика

Развитие речи «Подскажи словечко»

Театральный этюд

Изобразить закипающий чайник

Скрипучую дверь

Настольную лампу

• Упражнение на развитие воображения

• Ритуал окончания занятия (снятие мышечного напряжения)

«Я, и мои друзья!»Развивать воображение, память детей;

• Совершенствовать культуру и технику речи. • Ритуал начала занятия «Здравствуй-прощай»

• Упражнение на мелкую моторику «Цветок»

• Артикуляционная гимнастика

• Ритмические движения «Я и мои друзья!»

• Игры на творческое воображение «Я – кленовый листочек»

Развитие мимики, жестов, поз «Свет мой, зеркальце, скажи»

• Упражнение на расслабление мышц «Насос и мячик».

• Ритуал окончания занятия «Бусы из слов»

«Сюрприз для мамы» • Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос.

• Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. • Ритуал начала занятия «Передай хлопок».

• Пальчиковая гимнастика «Выгладим платочки для мамы и дочки»

• Упражнение на дыхание и развитие голоса

Развитие детской пластики «Немое кино»

Развитие воображения «Разговор предметов»

Театральный этюд на выражение эмоций

• Ритуал окончания занятия «Веселые утята»

«Волшебница осень» • Добиваться от детей верного, правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах. • Ритуал начала занятия «Солнечные лучики»

• Ритмические движения «В лесу осенью»

• Упражнение на развитие мимики

• Пальчиковая гимнастика «Расскажи стихи руками»«В лес за грибами»

Развитие интонационной выразительности

Развитие воображения

• Ритуал окончания занятия

II этап – заключительный

На этом этапе мы повторно проведи диагностику развития воображения детей нашей группы с помощью, той же методики «Вербальная фантазия». Нельзя сказать, что мы добились значимых результатов. Срок нашей работы – мал, некоторые дети, из-за необходимых реабилитаций, пропускали посещение детского сада, поэтому охватили не весь объем предлагаемых нами мероприятий, но, безусловный сдвиг в положительную сторону есть. Воспитанники, стали более раскрепощенные, открытые, стали меньше стесняться себя, своего недуга. В некоторых детях открылся безусловный актерский талант. И то, что дети стали придумывать сами конец знакомых сказок на свой лад – считаем самым большим своим достижением в развитии и воображения, в частности, и в личностном росте каждого воспитанника в целом.

Заключение

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Поэтому необходимо использовать в детском саду все виды детской театральной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Список использованной литературы

Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М., 2001

Базанов В. В. Техника и технология сцены. – Д., 1976.

Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. – М. 1986.

Буева Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. – М., 1972.

Былеева Л. В. Русские народные игры. – М., 1986.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

Горбачев И. А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

Кнебель М. О. Поэзия педагогики. – М., 1984.

Колчеев Ю. В., Колчеева Н. И. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.

Панкеев И. Русские народные игры. – М., 1998.

Побединская Л. А. Праздник для детей. – М., 2000.

Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. – М., 1962.

Савкова 3. В. Техника звучащего слова. – М., 1998.

Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1954.

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДАОсобенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа Особенности.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельностиВзаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности Чтобы привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в нашей группе мы используем разнообразные.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие воображения у детей с НОДА посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 15 января 2022 в 14:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие воображения у детей с НОДА посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Данилина (УИ 442208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД