Наталья Данилина
Развитие воображения у детей с НОДА посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
К. Д. Ушинский, писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение, имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».
Публикация «Развитие воображения у детей с НОДА посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
При организации работы с детьми, имеющими диагноз НОДА, необходима особая организация театрализованной деятельности, для развития творческого воображения у детей, учитывающая специфику детского заболевания.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения, только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для полноценного развития ребенка с ОВЗ, в частности с НОДА, есть необходимость, развития воображения, а с другой стороны, в настоящий момент нет четких методик, которые помогли бы педагогам простроить свою работу и организовать развития воображения через театральную деятельность у детей имеющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза: если создать необходимые условия и обеспечить целенаправленное руководство театральной деятельностью детей в повседневной жизни, то развитие воображения, как психический процесс, у ребенка с ДЦП, будет проходить значительно продуктивнее, а это, в свою очередь, станет основой для полноценного развития личности ребенка-дошкольника.
Основная часть:
Приступая к работе, мы поставили перед собой ряд задач:
• разработать и апробировать индивидуальную программу для развития литературного творчества у детей с НОДА;
• продумать необходимые условия для реализации развития воображения, через театральную деятельность в повседневной жизни детей с НОДА.
• активно включать детей в совместную театральную творческую деятельность, как с педагогом, так и со сверстниками;
• привлечь родителей воспитанников к пополнению группы новыми сказочными персонажами (куклы бибабо, изготовлением декораций и элементов костюмов для спектаклей.
Наша работа проходила в три этапа.
I этап – подготовительный
Он включал в себя диагностику развития воображения у детей. А так же анализ материальной базы нашей группы и содержание театрального уголка, т. к. основную часть работы с детьми планировалось проводить в повседневной деятельности, вне занятий. В нашей группе 6 человек. 4 мальчика и 2 девочки. У всех воспитанников есть нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Для развития воображения мы использовали метод диагностики речевого воображения "Вербальная фантазия".
Ребёнку необходимо было придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе — человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5 - 10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1-2 минуты, после чего ребёнок приступал к рассказыванию придуманного.
В ходе анализа рассказ каждого ребенка оценивался в баллах по следующим признакам:
- скорость процессов воображения;
- необычность, оригинальность стиля;
- богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);
- проработанность деталей и глубина образов;
- эмоциональность образов.
В результате проведенной работы, мы пришли к выводу о том, что уровень развития воображения наших детей крайне низок. Никто из воспитанников не смог составить даже небольшой рассказ о выбранном объекте. Назывались отдельные, не связанные между собой признаки, без описания деталей. Эмоциональная окраска так же отсутствовала.
При анализе речевого уголка, мы увидели, что в нем представлены отдельные, не связанные между собой персонажи разных сказок, магнитный театр «Репка» и несколько масок-шапочек. Ширма, подиум для персонажей отсутствовал. Масок, других видов театров не было.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что наряду с чувственным обогащением эмоционального развития ребенка, необходимо:
- пополнить театральный уголок разными видами театров (пальчиковый, кукольный, теневой, театр масок, магнитный, театр на конусах и т. д.)
- продолжать обогащать речь детей, пополнять пассивный и активный словарь, через знакомство с новыми художественными произведениями, в том числе с фольклорными образцами народной поэзии.
II этап – основной
Этот этап проводился со всеми детьми в повседневной деятельности, на протяжении 3-х месяцев (с сентября 2020 по ноябрь 2020)
Календарно-тематическое планирование
Месяц Название мероприятия Задача Ход
Сентябрь «Путешествие в волшебный мир театра» • Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
• Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
• Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем.
• Совершенствовать артистические навыки детей.
• Беседа-экскурсия о театре.
«Расскажи о сказочных персонажах» • Формирование умения рассматривать предметы (куклы, отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ.
• Закрепление умения определять цвет предмета, называть его.
• Развитие умения согласовывать существительные и прилагательные.
• Активизация словаря: антонимы (светлый - темный, высокий - низкий, белый - черный).
• Развитие внимания, умения выделять основные качества, особенности предмета.
• Развитие умения сравнивать предметы.
• Закрепление умения слышать определенный звук «О» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах).
• Развитие умения слышать определенный звук в словах, называть его (звук «О» в словах – доктор, Оля, Поля). • Знакомство
• Сюжетно-ролевая игра
«Каккуколкислушали сказку»
• Развивать воображение, фантазию, память детей. • Беседа-спектакль
«Мы - артисты» • Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос.
• Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. • Психофизические упражнения
• Развитие мелкой моторики «Утро»
• Артикуляционная гимнастика
• Развитие речи – скороговорка
• Развитие интонационной выразительности – песенка Козы
• Упражнение на воображение
• Развитие мимики
• Теаральный этюд
• Ритуал окончания занятия
«Посмотрите на нас» • Формировать четкую, грамотную речь;
• Совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики. • Психофизические упражнения
• Пластика движений (имитация движений животных)
• Развитие речи – чистоговорка
• Динамичные упражнения «Зайкина зарядка»
• Самомассаж «Мочалочка»
• Пальчиковая гимнастика «Испечем пирожки и плюшки»
• Релаксация (под музыку)
Октябрь «К сказке в гости» • Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос.
• Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. • Ритуал начала занятия
• Упражнение на толерантность
• Пальчиковая гимнастика «На блины»
• Артикуляционная гимнастика
• Развитие речи –скороговорка «Книга книгой, а мозгами двигай».
• Ритмические движения «Мышки-шалунишки»
• Развитие выразительности и воображения «После дождя»
• Ритуал окончания
«Волшебный мир» • Учить детей напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать
друг с другом.
• Совершенствовать наблюдательность, воображение, память. • Ритуал начала «Дружба начинается с улыбки»
• Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких мышат»
• Артикуляционная гимнастика
• Интонационная выразительность
• Упражнение на воображение
• Развитие пластики «Я – твоя тень»
• Упражнение на мышечное расслабление
• Ритуал окончания занятия «Рычи, лев, рычи»
«Вот как мы умеем!» • Развивать наблюдательность, воображение детей;
• Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом,
• Развивать память;
• Совершенствовать умение выступать перед публикой. • Имитация движений животных
• Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
• Упражнение на развитие интонационной выразительности
• Упражнение на воображение «На что похоже настроение?»
• Театральный этюд
• Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
«Попробуй, повтори!» • Развивать наблюдательность, воображение детей;
• Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом,
• Развивать память; совершенствовать умение выступать перед публикой. • Ритуал начала занятия «Доброе животное»
• Упражнение на развитие мелких мышц руки «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук»
• Развитие речи – скороговорка «Волки рыщут, пищу ищут»
• Развитие воображения, выразительности движения
• Упражнение на выразительность движения «Танец розы»
• Снятие мышечного напряжения.
• Ритуал окончания занятия
Ноябрь «Здорово живется, весело поется» • Развивать воображение, память детей;
• Совершенствовать культуру и технику речи. • Ритуал начала занятия
• Пальчиковая гимнастика «Я все умею»
• Артикуляционная гимнастика
• Развитие речи «Подскажи словечко»
• Театральный этюд
Изобразить закипающий чайник
Скрипучую дверь
Настольную лампу
• Упражнение на развитие воображения
• Ритуал окончания занятия (снятие мышечного напряжения)
«Я, и мои друзья!» • Развивать воображение, память детей;
• Совершенствовать культуру и технику речи. • Ритуал начала занятия «Здравствуй-прощай»
• Упражнение на мелкую моторику «Цветок»
• Артикуляционная гимнастика
• Ритмические движения «Я и мои друзья!»
• Игры на творческое воображение «Я – кленовый листочек»
• Развитие мимики, жестов, поз «Свет мой, зеркальце, скажи»
• Упражнение на расслабление мышц «Насос и мячик».
• Ритуал окончания занятия «Бусы из слов»
«Сюрприз для мамы» • Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос.
• Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. • Ритуал начала занятия «Передай хлопок».
• Пальчиковая гимнастика «Выгладим платочки для мамы и дочки»
• Упражнение на дыхание и развитие голоса
• Развитие детской пластики «Немое кино»
• Развитие воображения «Разговор предметов»
• Театральный этюд на выражение эмоций
• Ритуал окончания занятия «Веселые утята»
«Волшебница осень» • Добиваться от детей верного, правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах. • Ритуал начала занятия «Солнечные лучики»
• Ритмические движения «В лесу осенью»
• Упражнение на развитие мимики
• Пальчиковая гимнастика «Расскажи стихи руками» – «В лес за грибами»
• Развитие интонационной выразительности
• Развитие воображения
• Ритуал окончания занятия
II этап – заключительный
На этом этапе мы повторно проведи диагностику развития воображения детей нашей группы с помощью, той же методики «Вербальная фантазия». Нельзя сказать, что мы добились значимых результатов. Срок нашей работы – мал, некоторые дети, из-за необходимых реабилитаций, пропускали посещение детского сада, поэтому охватили не весь объем предлагаемых нами мероприятий, но, безусловный сдвиг в положительную сторону есть. Воспитанники, стали более раскрепощенные, открытые, стали меньше стесняться себя, своего недуга. В некоторых детях открылся безусловный актерский талант. И то, что дети стали придумывать сами конец знакомых сказок на свой лад – считаем самым большим своим достижением в развитии и воображения, в частности, и в личностном росте каждого воспитанника в целом.
Заключение
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.
Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Поэтому необходимо использовать в детском саду все виды детской театральной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Список использованной литературы
Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М., 2001
Базанов В. В. Техника и технология сцены. – Д., 1976.
Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. – М. 1986.
Буева Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. – М., 1972.
Былеева Л. В. Русские народные игры. – М., 1986.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Горбачев И. А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. – М., 1984.
Колчеев Ю. В., Колчеева Н. И. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
Панкеев И. Русские народные игры. – М., 1998.
Побединская Л. А. Праздник для детей. – М., 2000.
Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. – М., 1962.
Савкова 3. В. Техника звучащего слова. – М., 1998.
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1954.
Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.