Татьяна Пархоменко
Развитие у ребенка творческих способностей с помощью нетрадиционных методов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Технология опыта.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т. С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)».
Публикация «Развитие у ребенка творческих способностей с помощью нетрадиционных методов рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т. д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.
Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.
Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому- то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Что бы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, такими стимулами могут быть:
-игра которая является основным видом деятельности детей;
-сюрпризный момент – любимый момент сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествии.
-музыкальное сопровождение;
-просьба о помощи, ведь дети ни когда не откажут помочь слабому и т. п.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения, доставляет истинную радость. Если воспитатель видит, как блестят на занятиях глаза его воспитанников, если каждое занятие проходит как праздник, значит дети развиваются как умные, творческие, думающие личности. Нетрадиционные методы помогают развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе. Очень интересно наблюдать как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу.
В своей работе я использую пособие Г. Н. Давыдовой «техника нетрадиционного рисования» и другие методические источники. Для занятий стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.
Необычное начало работы, применение игровых приемов- все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
В процессе своей работы исключительно важное значение, педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.
Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В своей работе педагог использует такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы : наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Работая с ребенком, неизбежно приходится сотрудничать с их родителями. Поэтому воспитателем проводятся для родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я стараюсь убедить родителей, чтобы у них не было пренебрежения, боязни, что ребенок обольется водой или запачкается красками. Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на рабочий лад. Я уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной технике рисования.
Есть родители, которые уделяют большое внимание всестороннему развитию своих детей, уже сегодня радуются успехам своего малыша и с желанием рассказывают об этом в детском саду.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных : кляксографии, монотипии и т. п.