Дарья Попова
Развитие творческой активности дошкольников в процессе единого образовательного пространства педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно данным современной педагогики - гармоничное развитие личности ребенка возможно только при условии гармонии среды и слова. Поэтому очень важно то, насколько в дошкольном учреждении и семье будут созданы все потенциальные условия для полноценного становления личности дошкольника, насколько едиными, целенаправленными, методичными и взаимопроникающими будут действия родителей и педагогов.
С учетом Федеральных государственных требований экспертной группой нашего дошкольного учреждения под моим руководством, были разработаны следующие материалы:
Публикация «Развитие творческой активности дошкольников в процессе единого образовательного пространства педагогов и родителей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
• для выявления уровня развития творческих способностей ребенка - «Карта личностного развития творческих способностей ребенка» с указанием рекомендаций по выбору индивидуального творческого развития;
• диагностический опросник «Наблюдение за ходом творческих заданий».
• для организации работы с одаренными детьми - «План – программа» с привлечением педагогов дополнительного образования
• план работы с воспитателями соответственно разделам работы по музыкально-творческому развитию дошкольников
• план работы с родителями
Важнейшим средством реализации созданной мною системы работы является проект «Музыкальный очаг», созданный в соавторстве с педагогами творческой группы «Домисолька» нашего образовательного учреждения, который предполагает тесное сотрудничество родителей воспитанников и педагогов, создание в каждом доме своего «музыкального очага», оснащенного музыкальными инструментами, развивающими пособиями, дидактическими играми. Проект «Музыкальный очаг» ориентирован на всеобъемлемое и непрерывное развитие музыкальности ребенка дошкольника, что полностью соответствует новым требованиям.
Важнейшим компонентом реализации системы работы по развитию творческой активности дошкольников является богатая музыкальная предметно-развивающая среда.
При проектировании музыкальной среды учитываются следующие моменты:
- в содержании развиваюшей среды, разработанное с учетом деятельностно - возрастного системного подхода С. Л. Новоселовой, отражен весь спектр детской музыкальной деятельности;
- соблюдается соответствие музыкальной среды возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности,
- следует руководствоваться тем, что в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей;
- учитывается «зону ближайшего психического развития» (Л. С. Выготский);
- включаются в содержание развивающей среды как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию. Следует помнить - нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются;
- активно проводится работа с воспитателями по вопросу от компетентности, доброжелательности и заинтересованного отношения к детям. Ребенок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде
- в содержании среды важен фактор «проблемности» - ребенок, действуя с знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.
- учитывется динамичность содержания среды для обеспечивает интереса детей к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
- оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста - сюжетное, а для детей старшего – имеет дидактическую направленность.
- предметная среда со - масштабна глазу действиям руки, росту ребенка.
- все пособия добротные, эстетически привлекательные, просты в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
- в работе с детьми используется самостоятельно изготовленное нестандартное оборудование: «музыкальные колючие дорожки», «театр мешочков», «пальчиковые театры», пособие «сказочная полянка» и другие.
Развивающая среда совершенствуется совместно с педагогами, детьми и родителями воспитанников : изготавливаются и приобретаются различные детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и шумовые инструменты.
В каждой группе имеется «Музыкально – театральная гостиная» и «Уголок ряженья», оснащенные необходимыми инструментами, пособиями, дидактическими играми, костюмами, портретами композиторов, фонотеками, которые периодически обновляются. Многие из пособий сделаны руками воспитателей, родителей, при участии детей. В детском саду имеется специальное помещение для проведения торжественных мероприятий
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности: восприятию, воспроизведению, творчеству.
Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности.
Используемая система работы по развитию творческой активности дошкольников в процессе творческого взаимодействия педагогов и родителей показывает стабильно высокие результаты уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
Проект «Музыкальный очаг»
ВВЕДЕНИЕ
Невозможно переоценить значение общения в жизни человека, а среди средств общения одним из самых действенных и организующих является музыка.
Мы – педагоги пытаемся найти ответ на вопрос : «Почему родителями так мало уделяется внимания нравственному воспитанию детей? Как обеспечить нашим детям в каждой семье «Музыкальный очаг»?»
Музыкальное воспитание является частью всей педагогической системы и решает как музыкальные, так и обще-развивающие задачи воспитания и обучения дошкольников. Формирование эстетических качеств служит стимулом для совершенствования положительных качеств личности, в числе которых доброта, отзывчивость, умение сопереживать другому человеку.
Задача педагогов и родителей – создать все условия для развития музыкальных способностей детей, а как следствие и личности в целом.
Участники проекта:
- дети младшего, среднего, старшего возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели групп,
- педагоги дополнительного образования (физического воспитания, изобразительной и театральной деятельности, педагог – психолог)
Предполагаемые итоги
реализации проекта:
1. Понимание родителями воспитанников необходимости домашнего эстетическо – музыкального развития.
2. Умение и желание самостоятельно организовывать музыкально – эстетическую среду для ребенка дома – «Музыкальный очаг».
3. Правильное понимание родителями воспитанников роли музыкально – эстетического развития для формирования музыкальных способностей ребенка в домашних условиях.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
ЦЕЛЬ:
Развитие музыкально – эстетической сферы дошкольников
ЗАДАЧИ:
1. Повысить эффективность образовательного процесса по развитию музыкальных способностей дошкольников.
2. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников и нравственно – эстетического воспитания в целом.
3. Пополнить программно – методическое обеспечение и оборудование для организации эффективного педагогического процесса.
4. Установить преемственные связи в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников : детский сад – семья. Содействовать организации в каждой семье «Музыкального очага».
Критерии
результативности:
1. Понимание родителями необходимости развития музыкальных способностей детей в домашних условиях.
2. Желание и активность в организации «Музыкального очага» в каждой семье.
3. Деятельно – практическое отношение родителей к организации «Музыкального очага» в своей семье.
4. Совместное проведение досугов, активное и творческое участие детей и взрослых.
5. Формирование доверительных, теплых детско – родительских отношений.
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. – М. ,1985.
2. Кирнарская Д. Музыка – лучший педагог // Журнал. Искусство в школе. 2005. - №2.
3. Школяр Л. Ребенок в мире музыки и музыка в ребенке // Журнал. Дошкольное воспитание. 1992. - №9.
4. Обновление содержания дошкольного образования. // Материалы педагогических чтений. - Х., 2005.
5. Тимофеева Н. В. Педагогическое творчество воспитателя. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста. // Учебное пособие. – Х., 2003.
6. Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. // Библиотечка «Первого сентября» // Серия «Воспитание. Образование. Педагогика» Выпуск 25. М., - 2010.
Перспективный план работы с педагогами
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Провести семинар для педагогов и
родителей на тему «Значение раннего развития музыкальных способностей детей для успешного формирования личности дошкольника».
Сентябрь
Зав ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, член родительского комитета.
2
Провести консультацию по оборудованию «Музыкальных гостиных»
Сентябрь
Музыкальный руководитель,
воспитатели, члены родительского комитета.
3
Семинар – практикум по оборудованию «Музыкальных гостиных» шумовыми инструментами из бросового материала
Октябрь
Воспитатели, родители, музыкальный руководитель
4
Круглый стол по изготовлению дидактических игр, настольных театров для «Музыкальных гостиных»
Октябрь
Воспитатели, родители, музыкальный руководитель
5
Сделать методические разработки в помощь воспитателям
Октябрь
Ноябрь
Музыкальный руководитель
6
Провести смотр – конкурс «Наша домашняя музыкальная гостиная»
Апрель
Май
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
7
Организовать совместно с родителями воспитанников праздники, развлечения
В течение
года
Музыкальный руководитель, воспитатели, члены родительского комитета, педагоги дополнительного образования
8
Провести коллективные просмотры видео, фото - материалов «Музыкальных гостиных»
В течение
года
Воспитатели, родители, члены родительского комитета
9
Заслушать отчет воспитателей по выполнению программы по организации домашних «Музыкальных гостиных»
3 квартал
Старший воспитатель,
Воспитатели, музыкальный руководитель
10
Провести тематическое родительское собрание на тему «Поможем нашим детям в развитии музыкальных способностей»
Декабрь
(ежегодно)
Старший воспитатель, музыкальный руководитель
11
Провести тематический контроль по наличию в семьях «Музыкальных гостиных»
Январь
Май
(ежегодно)
Зав. ДОУ, музыкальный руководитель, родители, воспитатели