Наталья Петрова
Развитие творческих способностей воспитанников как залог их успешной социализации в современных условиях жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь стремительна и многогранна, ставит перед личностью сложные задачи, которые затрудняют процесс ее социализации. Общество нуждается в специалистах, способных быстро адаптироваться к изменяющемуся миру профессий; имеющих качества, позволяющие принимать решения в нестандартных ситуациях. Это придает особую значимость проблеме развития творческой активности воспитанников т. к. она способствует их самоопределению, самореализации и успешной социализации.
Публикация «Развитие творческих способностей воспитанников как залог их успешной социализации в современных условиях жизни» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы воспитания.
Воспитание ребёнка через творчество- особенно если речь идёт о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Дети попадают в детское учреждение с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, у них, как правило, бедный словарный запас, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими, отсутствуют либо не определены жизненные и профессиональные перспективы, не развиты природные задатки. Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях — создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями, условия для успешного развития творческой активности является, развития творческой активности детей.
Важность актуализации творческого начала в развитии ребенка трудно переоценить. Через творчество ребенок познает мир, утверждает себя среди своих сверстников и взрослых. Приобщение к творчеству сопровождается выработкой у детей устойчивых интересов, потребностей, идеалов, ценностей и желаний, трудолюбия и стремления к совершенству. Творческая активность помогает в самоопределении в мире культуры, будущей профессиональной деятельности и социализации личности.
Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не нова, ей уделялось немало внимания в трудах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского. Однако она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в образовании.
Я пришла к выводу, что проблема творчества приобретают все большее значение. Творческое воображение, мышление, является решающим фактором развития личности воспитанника детского центра.
Формирование творческой личности одна из самых важных задач педагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно–творческая деятельность детей.
Для развития творческих способностей, мною были проведены такие занятия, как «В гости к нам пришла матрешка», «Цветочная аппликация», комбинированное занятие «Театр пальчиковых животных», коллективное панно из тестопластики «Семейный оберег»,творческое занятие «Бумажная фантазия», «Подарок близкому»-поздравительные открытки из цветной бумаги, участие в творческих конкурсах, как в нашем центре, так и на уровне района, участие в дистанционных конкурсах Всероссийского марафона, по развитию творческого потенциала :«Краски осени», «Зимняя фантазия» и др
Основными задачами данных занятий являются:
- раскрывать творческий потенциал воспитанников;
- создавать условия для развития природных задатков ;
- развивать творческую активность, инициативу, фантазию, воображение;
- воспитывать любовь, уважение к людям и к окружающему миру.
-формировать умение коммуникативного общения, умение принимать участие в общем коллективном деле.
-формировать эстетические представления, обучение детей создавать творческую работу, получение положительного эмоционального заряда.
-формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками, старшими и младшими.
-воспитание самостоятельности, активности, дружелюбия, аккуратности, умение детей сотрудничать, взаимодействовать при выполнении коллективной творческой работы.
Из собственных наблюдений, могу сказать, что дети, активно и успешно занимающихся творчеством в нашем учреждении, становятся более успешными в самостоятельной жизни : у них более развиты коммуникативные, нравственно – этические навыки; они более уверенны в себе. Развитие творческих способностей детей важно на всех этапах развития. Изучение уровня развития творческих способностей воспитанников показало, что именно в этой сфере нашим детям легче самореализоваться, найти свое место в жизни.
С помощью ручного труда у детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений. При подготовке к открытым мероприятиям дети развивают выразительность прочтения слов, стихотворений, учатся работать над выразительностью, интонацией, дикцией,т. к,
считаю, что развитие выразительной речи способствует становлению самостоятельности детей и индивидуальности, раскрытию творческих способностей, а также развивает ум, воображение, эстетический вкус, помогает эмоционально понять собеседника, способствует правильному пониманию речи как главного элемента общения.
На мой взгляд, развитие творческих способностей составляет важную задачу процесса воспитания детей, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. А показателями успешности развития творческих способностей детей в условиях социального центра являются детские работы, участие в конкурсах, выставках, показах открытых мероприятий.
Л. Н. Толстой считал: «Если человек в школе не научится творить, то в жизни он будет только подражать и копировать». Считаю, что если воспитанник принимает участие в олимпиадах, выставках, конкурсах, то и во взрослой жизни он сумеет планировать собственную деятельность, принимать решения в нестандартных ситуациях, быть коммуникабельным, а, следовательно, востребованным специалистом, способным успешно социализироваться в современном обществе.
В заключении, мне хотелось бы сказать, что «Способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем,- по выражению А. В. Запорожца, - наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно участвует в доступных ему формах деятельности», одной из которых является творчество.