Маркова Татьяна Юрьевна
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник лепки
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. Сухомлинский.
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности,создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Лепка---
- Развивает у детей наблюдательность.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вырабатывает более полные образные представления
Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук
Развивает воображение и творческие способности
Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в деятельности
При работе с детьми, стала замечать, что у детей слабо развито творческое развитие, воображение, фантазия,не всегда заканчивают свой замысел до конца Чтобы исправить эту ситуацию, я решила в своей работе использовать нетрадиционные техники лепки. Эта техника отличается от простой лепки тем, что мы не просто лепим, а рисуем пластилином, используя разные его виды (простой пластилин, пластилин в виде шариков,восковой,который не прилипает к рукам), и применяем разные способы выполнения своих работ.
Нетрадиционные техники лепки включают в себя три вида деятельности.
«Тестопластика» - лепка из соленого теста.
«Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилино
«Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.
(фото)
Меня заинтересовала одна из этих техник, пластилиновая графика, пластилин, мозаика. Я начала работу по данной теме 2 года назад. Первые работы с детьми были простыми делались на выставки для родителей и сверстников. (фото) Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями, им нравилось, что всё всегда получается. Особенно то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы, так-как этот вид деятельности является новым, необычным,интересным занятием не только для детей,но и для меня.
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники лепки. (средствами пластилинографии)
Исходя из цели мною были определены следующие
Задачи:
1. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
2. Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
3. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
4. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
5. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
6. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
7. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
8. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Стараюсь построить образовательный процесс, основываясь на принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО:
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Использую пластилинографию не только на занятиях с детьми,но и в свободное от занятий время, занимаясь с детьми индивидуально (фото где я занимаюсь с ребенком, по желанию. (проводится работа в форме творческой мастерской, свободного общения).
Составляла план занятий с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста, отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребёнка и помочь ему раскрыться.
Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия например: для большей выразительности работ использовали природный материал или другие вспомогательные предметы (бусинки, стразы, зубочистки, бисер (фото баночка). А самое главное, учились выполнять коллективные работы,научились не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин. (фото с размаз птички) Будто закрашивая рисунок, освоили приём вливания одного цвета в другой, освоили приём рисунок по трафарету (фото по трафарету, всё это вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. На обобщающих занятиях сравниваем работы детей. Им предоставляю больше самостоятельности, поддерживаю интерес к лепке. Разумно чередую активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление. Слежу за осанкой детей.
Также применяю в своей работе (фото шишек.) художественный и бросовый материал (баночки из под йогуртов и т. д, изобразительные инструменты (тёрка, декор. нож, чеснокодав. и т. д (фото, технические средства, использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для наглядного и раздаточного материала, различных схем, которые позволяют педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Разработаны и проводятся следующие мероприятия :Беседа, консультации, рекомендации для родителей и воспитателей. Вся эта работа позволяет говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии будет способствовать развитию творческих способностей детей и развитию мелкой моторики старшего дошкольного возраста.
Таким образом, решение своих задач я осуществляю через совместную и самостоятельную деятельность с детьми, а также во взаимодействии с семьями воспитанников.
Мои перспективы в дальнейшей работе.
1. Повысить уровень развития творческих способностей средствами пластилинографии, а именно развить креативность, инициативу у детей старшего дошкольного возраста.
2 .Работу с «пластилинографией» начать с младшего дошкольного возраста, чтобы подрастая дети могли самостоятельно представлять свои работы взрослым и сверстникам.
Заключение:
Свой опыт я предлагаю использовать педагогам ДОУ в работе с детьми по развитию творческих способностей через пластилинографию.
В. А. Сухомлинский:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».