Надежда Абрамова
Развитие тонкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Абрамова Надежда Васильевна. Я работаю воспитателем во второй младшей группе. Тема моего доклада «Развитие тонкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики».
Я разработала программу по тестопластике для дополнительного образования художественно-эстетического направления «Умелые ручки». Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня с обязательной динамической паузой. Одна тема реализуется в течение 2-х занятий: на первом занятии лепим, на следующем - разукрашиваем.
Публикация «Развитие тонкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики» размещена в разделах
Лепка – одно из полезнейших занятий для развития ребёнка, она помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки и пальцы, что способствует развитию речи, наблюдательности, детской фантазии.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время.
В последние годы солёное тесто стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей. Этому виду творчества придумали современное название – «ТЕСТОПЛАСТИКА».
Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми младшего дошкольного возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) – это своего рода маленькие чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.
Поэтому на занятии тестопластикой широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие ребятам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.) .
Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания – формочки для печенья, крышки от бутылок.
Затем учились лепить объё мные формы: при помощи деревянного стержня (палочки или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки. После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по «Замыслу». На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приёмы, которые уже усвоили.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используется краски гуашь. Работы стали получаться интересные, выразительные.
Занятия лепкой из теста могут развивать не только тонкую моторику рук, но и решить ряд следующих целей и задач.
Цели, решаемые в процессе работы с тестом :
1. Познакомить детей с новым видом художественной деятельности – тестопластика.
2. Развить творческие способности и образное видение у детей, через занятия тестопластикой.
3. Оказать помощь в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и способствовать развитию наблюдательности; научить приемам изготовления изделий из соленого теста.
4. Сформировать у детей навыки лепки, композиции, побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и сюжетные композиции.
5. Приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;
Тестопластика имеет огромные преимущества, по сравнению с другими материалами для лепки, так как тесто :
1. Можно приготовить в любой момент, не затрачивая больших средств.
2. Легко отмывается и не оставляет следов.
3. Оно безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей. Обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!
4. Если тесто правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет.
5. Экологически чистый продукт, не вызывает аллергию.
6. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе.
7. Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически не ограниченны.
8. С готовым изделием можно играть – без боязни, что оно потеряет форму.
Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что, тестопластика – это не только интересное, увлекательное и доступное творчество, но и мощный двигатель в нормализации тонуса и активизации тонкой моторики, что играет положительную роль в развитии речи.