Плошкина Светлана
Формирование связной речи в ходе развития мелкой моторики и посредством рисования
▼ Скачать + Заказать документы
"Речь-специфическая деятельность человека опоследованная языком"
Речь,сложная и специально организованная форма психической деятельности. Она принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором поведения человека. Поэтому дошкольное детство особенно способно к усвоению речи. Включение речи в познавательные процессы /восприятие, представление, воображение и т. д. /, без которых не может развиваться изобразительная деятельность, а изобразительная деятельность связана с моторикой пальчиков рук. Речь способствует формированию графических умений и навыков. А рисование-есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо. Помимо этого в развитие речи, в прцессе изобразительной деятельности,осуществляется в нескольких направлениях:
Публикация «Формирование связной речи в ходе развития мелкой моторики и посредством рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
1. Обогащение словаря терминами, которые используются по изодеятельности, а затем входят в активный словарный запас;
2. Осуществляется становление развития речи, как средство общения;
3. Совершенствуется регулирующая функция речи.
Помимо этого, на занятиях по изодеятельности осуществляется развитие мелкой моторики кисти рук, следовательно, развитию творчества. А творчество, является постоянным спутником детского развития речи и в целом развития ребенка. Учеными, Кольцовой М. М., Исениной Е. И., Антаковой-Фоминой А. В., установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики. Кольцова М. М. отметила, что движения руки всегда были связаны тесно с речью и способствовали её развитию.
Развитие речи благоприятно для развития изобразительной деятельности. Особенно касается детей, имеющих нарушения в речевой патологии. Деятельность с бумагой, ножницами, краской, глиной, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она способствует углублению представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется её связь с коррекционным обучением.
Одним из важных аспектов дошкольников в период подготовки к школе, является развитие речи, мелкой моторике по средствам изодеятельности. Сухомлинский В. А. писал, что истоки способностей и дарование детей-на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенность в движении руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда /ручкой, карандашом и т. д. /, тем сложнее движения, необходимые для взаимодействия. Чем больше мастерства в руке детской, тем ребенок умнее. Вспомним, что первой формой общения первобытных людей были жесты, руками, губами, мимикой. Именно они дали возможность развивать путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, мимические движения лица, затем только артикуляция звуков, слогов.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Ребенок сам непосредственно действует с предметом. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действиями - это, например, показать через картинку связь слова с движением. В ИЗО это происходит естественно, т. к ребенок сам выполняет разнообразные действия. Поэтому необходимо обязательно воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем совмещать с речью свою деятельность.
Проработав на группах общего развития, самым увлекательным и интересным для меня было художественное творчество. Прейдя в группу логопедическую, решила попробовать тесно связать речевую деятельность и изодеятельностью, и поставила перед собой цели и задачи коррекционной работы.
Цели: Осуществление непрерывного педагогического процесса с целью развития речи /и их нарушением / через изобразительную деятельность и по средствам развития мелкой моторики у детей.
Задачи: 1. Развивать речь детей через развитие мелкой моторики по средствам изобразительной деятельности.
2. Формировать эстетический вкус, умение согласовать слово и жест, совершеннствовать пространственные представления и технические навыки.
3. Реализовать комплексный подход в коррекции нарушений речи и сенсомоторной формы.
Моя работа по развитию речи ориенторована на дидактические принципы. Их пять:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
2. Принцип гуманистичности - предлагает индивидуально ориентированный подход и всестороннее развитие ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие речи осуществляется через развитие мелкой моторики, в изодеятельности и других видах детской деятельности.
4. Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
5. Принцип систематичности - решения задач в системе всего учебновоспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.
Так же моя работа проходит по трём направлениям:
1. Организация предметно - развивающей среды.
Выгодский Л. С. отмечал, что в этом возрасте / старший дошкольный/ происходит соединение речи, мышления и памяти. Важно стимулировать повторение, как основу запоминания через моторику. Она помогает ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать и произносить в речи. В группе созданы все условия для накопления практического опыта и прежде всего - ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить речевые навыки. Совместно с логопедом был создан игровой центр для развития мелкой моторики и уголок по изодеятельности. Где есть все условия для развития речи у детей. В результате у детей появляется желание объединяться для совместных в данном направлении игр и труда.
1.Развитие речи по средствам художественного творчества у детей.
Ведущей формой обучения выступают занятия по изобразительной деятельности. Где я учу детей правильно чётко выговаривать новые слова, знакомлю со значением этих слов, учу понимать и употреблять слова в их активной речи. Осуществляю индивидуальный подход к детям, учитывая их речевые возможности, общительность и уровень изобразительных навыков. Применяю нетрадиционную технику рисования, которая активизирует словарный запас слов у детей, развивает речь, творческий потенциал ребёнка.
Например, рисование на тему сказок. Первое, что мы на занятиях повторяем: читаем сказки разные, обсуждаем тему, беседуем, читаем и заучиваем стихи Пушкина А. С., рассматриваем картины на тему "Сказки", составляем рассказы, а затем рисуем. Красками, фломастерами, карандашами, делаем поделки из пластилина и т. д.
Важную роль в развитии речи играет закрепление.
Такую работу провожу во второй половине дня. Индивидуальные работы. Это вырезание картинок из журналов, открыток, рисование разной техникой :обводить, дорисовывать, штриховать, срисовывать, разукрашивать. Всё это обговариваем, рассуждаем, рассматриваем. В ходе рисования я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые дети запоминают и повторяют в игре. Очень важно хвалить детей и давать точные инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
1.Взаимодействие с семьей.
С целью создания единого образовательного пространства д/сада и семьи, в начале учебного года разрабатывается перспективный план работы с родителями по теме "Развитие речи по средствам изодеятельности ".В работе с семьями мы используем следующие формы работы :
1. Анкетирование, беседы, консультации / групповые, индивидуальные /, фотовыставки, выставки рисунков.
2. В уголок для родителей подбираем материал, отвечающий на вопросы по развитию речи и т. д.
3. Вовлекая родителей в мероприятия, проводимые в группе и д/ саду. Например, выставка рисунков на тему "Моя любимая мама", ярмарки посвященные "Осени", презентация "Нетрадиционные виды рисования ".
В работе с детьми по теме "Развитие речи в ИЗО " использую следующие приёмы :
1. Рассказ о разных способах изображения предметов ;
2. Использую словесное обследование фона;
3. Мотивация к выполнению ;
4. Словесная отработка приемов;
5. Словесные действия / рука в руке/;
6. Художественное слово;
7. Вопросы и ответы;
8. Выполнение работы сопровождающие словесно индивидуально;
9. Использование музыки;
10. Физкультурно-оздоровительные моменты /проговаривания физминуток, релаксация /;
На занятиях по рисованию осуществляется развитие речи. Дети усваивают форму, цвет, пространственные обозначения. Проводятся дидактические игры :" Подбери предмет ", "Найди такой же " и т. д.
С детьми с нарушением развития речи занимаюсь индивидуально, т. к. они плохо умеют составлять описательные рассказы.
Провожу рисование "превращения" - это геометрические фигуры превращаем в разнообразные овощи, фрукты, птиц и т. д.
У детей тогда складывается определённый план, называется форма, цвет, размер- остаётся назвать вкус, вариант использования в пищу и описательный рассказ готов.