Гурова Наталья Николаевна
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
Речь человека — это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.
Детский сад — это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Требования ФГОС ДО
Средства развития речи : Общение взрослых и детей; Культурная языковая среда; Обучение родной речи на занятиях; Художественная литература; Изобразительное искусство, музыка, театр; Занятия по другим разделам программ.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время и поэтому важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному краю, его традициям и культуре.
Урал является одним из чудес света России. И знакомство с родным краем даст возможность сформировать представления дошкольников об обитателях, особенностях строения и приспособления к условиям жизни, расширение кругозора детей.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Окружающий мир даёт обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий, развития их словаря, образность речи, её выразительности.
Именно природа – это богатейшая кладовая для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Работая над развитием речи дошкольников мы ставим перед собой цель: познакомить воспитанников с родным краем через реализацию образовательной области «Развитие речи».
При этом решаются следующие задачи:
Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, за счет последовательного формирования знаний о родном крае
Совершенствовать умение понять красоту родного края речи через художественное слово, расширять кругозор детей.
Развивать воображение детей, учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
Воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края.
Воспитывать нравственно — патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
Для детей :
Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;
Развитие интереса к истории и культуре родного края;
Успешная социализация ребенка в обществе.
Для родителей:
Возможность участвовать в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ;
Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.
В своей работе я использую такие методы и приёмы, как:
Методы речевого развития :
Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии, опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Из опыта: просмотр документальных и научных фильмов о природе, презентаций на тему «Урал», рассматривание иллюстраций «Растительный и животный мир Свердловской области», «Леса Урала».
Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал)
Из опыта работы: При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи. Приучаем детей непринуждённо вести беседу, понятно отвечать на вопросы и задавать их. Проведены беседы на тему: «Урал – край, в котором мы живем, «Богатства Урала (животные и растения, «Животный мир в разное время года», «Птицы родного края», «Красная книга Свердловской области». Дети узнали о редких животных и растениях, о природе родного края, об обитателях.
Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)
Из опыта работы: Словесные игры например: «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет» «Я знаю», «Природный мир бывает разный» развивают у детей внимание, воображение, речь, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, животных). Во время проведения дидактичеких игр «С какого дерева шишка», «Богатство Урала», «Четвёртый лишний», игра «Найди детеныша для мамы» «Назови, какой, какая?» «Чьи плоды (семена?» дети запоминали название растений, зверей и птиц Свердловской области.
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является сюжетно-ролевая игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами: «Зоолечебница», «Доктор Айболит прилетел на Урал».
Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. На занятиях по рисованию создаем условия для обогащения словаря за счет введения новых понятий, новых слов. Конкурсы рисунков: «Зимующие птицы», «Сосновый бор», «Березовая роща», «Рябина – горькая ягода». Лепка «Животные Урала», «Соберем грибы в корзинку», «Наши любимцы», аппликация «Цветы нашего края», «Листопад».
Подвижные игры природоведческого содержания являются средством формирования представлений о родном крае, позволяют обогатить знания о многообразии растительного и животного мира, о жизни и быте коренного населения. Разучили с детьми подвижные игры, как «Ручейки — озёра», «В лес по ягоды, грибы», «Ловец птиц», «По пригоркам и по скалам».
Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.
Приемы развития речи
Словесные приемы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос)
Наглядные приемы (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению)
Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно- практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Развивайте речь дошкольника!»;
Знакомство родителей с темой проекта;
Выставка совместного творчества «Природа – общий дом»;
Составление совместно с детьми Рассказа на тему «Природа Урала»;
Фотовыставка «Отдых в родном крае»;
Привлечение родителей к созданию Экологического словаря, альбома «Берегите природу!».
Итоговой работой стало создание макета «Урал – наша гордость!»
Во время нашей работы с детьми мы всегда старались дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствовало правильно выражать свои мысли словесно, грамматически правильно строить предложения, анализировать, делать выводы и аргументировать их.
Результаты. Выводы.
Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.
Пополнился запас знаний о родном крае и природе, об общечеловеческих ценностях.
Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.
Улучшились отношения детей друг с другом.
Установлено деловое взаимодействие с родителями.