МААМ-картинки

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере средствами театральной деятельности

вера полкунова
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития социального (эмоционального) интеллекта ребёнка в по-следние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую оче-редь, с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и об-разовании. Модернизация российского образования в качестве одной из ос-новных целей ДОО определяет воспитание и развитие креативной лично-сти. Одним из средств развития креативной личности, развития воображе-ния, дивергентного мышления, является театрализованная деятельность.

Темочки:

Актуальность проблемы подтверждает и то, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инноваци-онных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Созда-вая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жиз-ненных ценностей, свои личностные свойства.

Своеобразие системы работы в том, что период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Значительный потенциал развития социального интеллекта заложен в театрализованной де-ятельности, связанной с принятием на себя роли того или иного персонажа. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажа-тости, обучения чувствованию и художественному воображению проходит через игру, фантазирование, сочинительства. Все это может дать театр

Кроме того, детский театр является эффективным средством развития коммуникативной компетентности и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в постановке, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный воз-раст.

У дошкольников мышление более свободно и независимо, чем у взрослого. Включение элементов театрализованной деятельности в образо-вательный процесс развивает у детей сферу чувств, побуждает к соучастию, состраданию. Развивает способность поставить себя на место другого, радо-ваться и тревожиться вместе с ним. Поэтому, целью нашего педагогическо-го коллектива стало развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

- развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;

- воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;

-диалогическую и монологическую речь;

-совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности до-школьников;

-обогащать и активизировать словарь;

-воспитывать гуманные чувства.

Согласно поставленной цели и задачам, мы с коллективом ДОО разра-ботали творческий проект «Волшебный мир театра». Тематическое плани-рование сочетали с календарно - тематическим планированием, что позво-лило осуществить интеграцию образовательных областей. Темы определяли интересами детей и соответствию уровню их понимания. Для нас важно, что средствами театрализованной деятельности у детей закрепляются и совер-шенствуются навыки коллективной деятельности (дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают).

Разработанный проект позволяет решать многие задачи различных программ, рекомендуемых для детского сада: от ознакомления с окружаю-щим миром, общественными явлениями, формированием элементарных ма-тематических представлений до физического совершенствования. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умствен-ным развитием тесно связано и совершенствование речи. Новая роль, осо-бенно диалог персонажей, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Любимые герои становятся образцами для подража-ния и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нашему коллективу, че-рез театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей и позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.

Чтобы все дети были вовлечены в работу, согласно разработанному плану по проекту, использовали различные формы работы:

- разучивание стихов, потешек, прибауток, скороговорок с различной интонацией, темпом, мимикой;

- инсценировки народных песенок: «Счастливого пути», «Как у нас се-мья большая», «Ласточка, ласточка», «Как на тоненький ле-док», «Подружки»;

- театрализованные игры – спектакли «Земля – наш общий дом», «Кошкин дом», «Угадай, что мы делаем?», «О чем рассказали ово-щи», «Волк и три поросенка»;

- игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами, этюды на основные эмоции – радость, огорчение, удивление, игры и упражнения на имитацию движений персонажей;

- самостоятельная игровая деятельность с различными видами театров.

-игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

-ролевой диалог на основе фрагмента текста;

-игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или контаминация не-скольких сюжетов без предварительной подготовки;

-инсценирование крупного отрывка произведения;

-драматизация всего текста;

-постановка целостного спектакля по одному или нескольким произве-дениям. При этом ребенок может либо принимать роль на себя, явля-ясь «артистом», либо действовать фигурками театральных игрушек, органи-зуя деятельность как «режиссер». Таким образом, театр, будучи синтезом различных видов искусства: музыки, литературы, живописи, танца предо-ставляет детям возможность проявить свои индивидуальные творческие спо-собности в самых разнообразных областях.

Для успешной работы по проекту создана предметно- развивающая среда – это разнообразные виды театров : кукольный, пальчиковый, настоль-ный, теневой, театр на магнитах, декорации и костюмы для драматизации, наглядно – дидактические пособия, включающие в себя мимические изобра-жения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персона-жей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений для ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр превращений, игр на развитие мимики и пантомимики, коммуникативных игр – упражнений.

Театрализованные постановки, запланированные по проекту, помогут решить многие актуальные проблемы в воспитании дошкольников :

- формировать эстетический вкус;

-развивать коммуникативные способности;

- развивать речь, память, внимание, воображение;

- развивать инициативу, активность;

- разрешать конфликты в процессе игры;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

- способствовать нравственному воспитанию.

Детям очень нравится данная форма работы «игра в театр», где они чувствуют себя настоящими артистами. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся очевидцами разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одно-временно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру; учит детей быть творческими лично-стями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

В целом, содержание и организация театрально-игровой деятельности требует от детей проявления разнообразных контактов и взаимодействия на уровне игрового замысла, выбора темы игры, организации игрового про-странства, распределения ролей и творческого воплощения замысла. Можно сказать, что театрализованные игры являются "школой социального взаимо-действия". (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, О. В. Солнцева).

В совместной театрализованной игре обогащается опыт сотрудниче-ства детей со сверстниками в соответствии возрастными особенностями и возможностями дошкольников происходит развитие социального интеллек-та и инициативы дошкольников в социальной сфере.

Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это ско-рее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат.

ВЫВОД: Для создания полноценного развития и творческого станов-ления личности необходимо создание условий для ее самоопределения и со-циализации. Только такая личность может быть успешной в современном со-циуме Детский театр – это средство самовыражения и самореализа-ции ребенка

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, ко-торый живет эмоциями, не ограниченными условностями взрослого ми-ра.

Литература:

1. Антипина Е. П., Театрализованная деятельность в детском саду. М. ,2009

2. Артемова А. В. Театрализованные игры дошкольников. М. ,1991.

3. Козлова С. А. Я – человек: Программа социально – личностного развития детей. М. ,1997.

4. Маханева М. д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждений,М. ,2001

5. Михайлова Я. И. Социальный интеллект и оценка его развития у старших дошкольников. Дошкольная педагогика2001

6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошколь-ников : Диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2003. – 160 с. : ил. – (Психология для всех)

7. Пазухина И. А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3 — 4 лет: Пособие — конспект для практических работников ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2008. - 96 с. ,

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки. М. : Сфера, 2016-96с.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере средствами театральной деятельности
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 13:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере средствами театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем вера полкунова (УИ 306161) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД