вера полкунова
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития социального (эмоционального) интеллекта ребёнка в по-следние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую оче-редь, с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и об-разовании. Модернизация российского образования в качестве одной из ос-новных целей ДОО определяет воспитание и развитие креативной лично-сти. Одним из средств развития креативной личности, развития воображе-ния, дивергентного мышления, является театрализованная деятельность.
Публикация «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере средствами театральной деятельности» размещена в разделах
Актуальность проблемы подтверждает и то, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инноваци-онных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Созда-вая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жиз-ненных ценностей, свои личностные свойства.
Своеобразие системы работы в том, что период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Значительный потенциал развития социального интеллекта заложен в театрализованной де-ятельности, связанной с принятием на себя роли того или иного персонажа. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажа-тости, обучения чувствованию и художественному воображению проходит через игру, фантазирование, сочинительства. Все это может дать театр
Кроме того, детский театр является эффективным средством развития коммуникативной компетентности и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в постановке, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный воз-раст.
У дошкольников мышление более свободно и независимо, чем у взрослого. Включение элементов театрализованной деятельности в образо-вательный процесс развивает у детей сферу чувств, побуждает к соучастию, состраданию. Развивает способность поставить себя на место другого, радо-ваться и тревожиться вместе с ним. Поэтому, целью нашего педагогическо-го коллектива стало развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;
- воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
-диалогическую и монологическую речь;
-совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности до-школьников;
-обогащать и активизировать словарь;
-воспитывать гуманные чувства.
Согласно поставленной цели и задачам, мы с коллективом ДОО разра-ботали творческий проект «Волшебный мир театра». Тематическое плани-рование сочетали с календарно - тематическим планированием, что позво-лило осуществить интеграцию образовательных областей. Темы определяли интересами детей и соответствию уровню их понимания. Для нас важно, что средствами театрализованной деятельности у детей закрепляются и совер-шенствуются навыки коллективной деятельности (дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают).
Разработанный проект позволяет решать многие задачи различных программ, рекомендуемых для детского сада: от ознакомления с окружаю-щим миром, общественными явлениями, формированием элементарных ма-тематических представлений до физического совершенствования. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умствен-ным развитием тесно связано и совершенствование речи. Новая роль, осо-бенно диалог персонажей, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Любимые герои становятся образцами для подража-ния и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нашему коллективу, че-рез театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей и позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.
Чтобы все дети были вовлечены в работу, согласно разработанному плану по проекту, использовали различные формы работы:
- разучивание стихов, потешек, прибауток, скороговорок с различной интонацией, темпом, мимикой;
- инсценировки народных песенок: «Счастливого пути», «Как у нас се-мья большая», «Ласточка, ласточка», «Как на тоненький ле-док», «Подружки»;
- театрализованные игры – спектакли «Земля – наш общий дом», «Кошкин дом», «Угадай, что мы делаем?», «О чем рассказали ово-щи», «Волк и три поросенка»;
- игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами, этюды на основные эмоции – радость, огорчение, удивление, игры и упражнения на имитацию движений персонажей;
- самостоятельная игровая деятельность с различными видами театров.
-игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
-ролевой диалог на основе фрагмента текста;
-игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или контаминация не-скольких сюжетов без предварительной подготовки;
-инсценирование крупного отрывка произведения;
-драматизация всего текста;
-постановка целостного спектакля по одному или нескольким произве-дениям. При этом ребенок может либо принимать роль на себя, явля-ясь «артистом», либо действовать фигурками театральных игрушек, органи-зуя деятельность как «режиссер». Таким образом, театр, будучи синтезом различных видов искусства: музыки, литературы, живописи, танца предо-ставляет детям возможность проявить свои индивидуальные творческие спо-собности в самых разнообразных областях.
Для успешной работы по проекту создана предметно- развивающая среда – это разнообразные виды театров : кукольный, пальчиковый, настоль-ный, теневой, театр на магнитах, декорации и костюмы для драматизации, наглядно – дидактические пособия, включающие в себя мимические изобра-жения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персона-жей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений для ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр превращений, игр на развитие мимики и пантомимики, коммуникативных игр – упражнений.
Театрализованные постановки, запланированные по проекту, помогут решить многие актуальные проблемы в воспитании дошкольников :
- формировать эстетический вкус;
-развивать коммуникативные способности;
- развивать речь, память, внимание, воображение;
- развивать инициативу, активность;
- разрешать конфликты в процессе игры;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать нравственному воспитанию.
Детям очень нравится данная форма работы «игра в театр», где они чувствуют себя настоящими артистами. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся очевидцами разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одно-временно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру; учит детей быть творческими лично-стями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
В целом, содержание и организация театрально-игровой деятельности требует от детей проявления разнообразных контактов и взаимодействия на уровне игрового замысла, выбора темы игры, организации игрового про-странства, распределения ролей и творческого воплощения замысла. Можно сказать, что театрализованные игры являются "школой социального взаимо-действия". (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, О. В. Солнцева).
В совместной театрализованной игре обогащается опыт сотрудниче-ства детей со сверстниками в соответствии возрастными особенностями и возможностями дошкольников происходит развитие социального интеллек-та и инициативы дошкольников в социальной сфере.
Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это ско-рее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат.
ВЫВОД: Для создания полноценного развития и творческого станов-ления личности необходимо создание условий для ее самоопределения и со-циализации. Только такая личность может быть успешной в современном со-циуме Детский театр – это средство самовыражения и самореализа-ции ребенка
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, ко-торый живет эмоциями, не ограниченными условностями взрослого ми-ра.
Литература:
1. Антипина Е. П., Театрализованная деятельность в детском саду. М. ,2009
2. Артемова А. В. Театрализованные игры дошкольников. М. ,1991.
3. Козлова С. А. Я – человек: Программа социально – личностного развития детей. М. ,1997.
4. Маханева М. д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждений,М. ,2001
5. Михайлова Я. И. Социальный интеллект и оценка его развития у старших дошкольников. Дошкольная педагогика2001
6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошколь-ников : Диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. – 160 с. : ил. – (Психология для всех)
7. Пазухина И. А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3 — 4 лет: Пособие — конспект для практических работников ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2008. - 96 с. ,
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки. М. : Сфера, 2016-96с.