Анна Ильдерханова
Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Уже в детском саду в результате длительной, систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, селу, детскому саду. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
Актуальность проблемы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных.
Дети, начиная с дошкольного возраста :
страдают дефицитом знаний о родной стране, селе, особенностях традиций народов, населяющих нашу Родину.
Равнодушно относятся к близким людям, сверстникам.
Испытывают недостаток сочувствия, сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:
- формирование нравственно-духовных особенностей личности; - формирование чувства гордости за свою нацию; - формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; - формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию :
целевые прогулки к памятникам Аллеи славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны;
экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов (возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны). Такую же экскурсию проводят и с участием родителей.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми районной библиотеки.
Использование аудио - и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах народа.
Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни.
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День матери», «Папин праздник», «День победы», «День народного единства» и др.
Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда.
Проведение акций: «Покормите птиц зимой», «Зеленый патруль, «Озеленение территории детского сада».
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», и т. д. ;
- изготовление атрибутики государственных символов России; оформление альбомов: «Достопримечательности нашего села», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду» и т. д. ;
- создание газеты: «Моя спортивная семья», «Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт».
- создание мини-музеев народов Поволжья.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего народа. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувства восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим селом.
Коллектив СП ДС проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:
1. День народного единства (совместно со школой).
2. Знакомство дошкольников с символикой страны.
3. Знакомство дошкольников с родным селом, с его достопримечательностями.
Патриотическое воспитание дошкольников способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности, нравственных качеств и патриотизма. Приобщая детей к истокам народной культуры, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребёнка, воспитываем патриотические чувства к своей многонациональной Родине. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды. В каждой группе оборудованы «Русская», «Татарская», «Чувашская», «Мордовская изба». Дети могут не только познакомиться с бытом этих народов, но и поиграть, окунуться в прошлое.
Для достижения поставленной цели по приобщению детей к истокам народной культуры в рамках окружной опорной площадки, нами были выбраны следующие направления работы:
- использование народного фольклора во всех его проявлениях; - приобщение детей к истокам праздничной и традиционной культуры; - ознакомление детей с народным искусством; ознакомление с бытом и трудом народов нашего края Одним из важных принципов в успешном воспитании детей является взаимосвязь с родителями. Родители принимают активное участие в праздниках и конкурсах, проектах и выставках народно – прикладного творчества, организуют экскурсии.
Наша деятельность по данному направлению не ограничивается детским садом. В рамках социального партнерства воспитанники посещают такие организации как Пожарная часть, ДЭУ, пекарню, детскую районную библиотеку. Традиционными стали поздравления ветеранов в канун Дня Победы. Ежегодно воспитанники посещают ЦСО и готовят праздничный концерт для ветеранов труда и тружеников тыла. Дошкольники принимают участие в праздничных мероприятиях района. Педагоги и воспитанники детского сада приняли участие в районном фестивале художественной самодеятельности «Истоки мои». В программу фестиваля были включены концертные номера патриотической направленности, посвященные народам Поволжья. В рамках акции «Кораблик доброты» было организовано совместное мероприятие с воспитанниками социального приюта «Надежда». Патриотическое воспитание дошкольников способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности, нравственных качеств и патриотизма. Приобщая детей к истокам народной культуры, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребёнка, воспитываем патриотические чувства к своей многонациональной Родине. Эти чувства воспитываются постепенно, но остаются с ребёнком на всю жизнь.