Татьяна Камнева
Развитие речи в процессе знакомства дошкольников с русской народной сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие речи в процессе знакомства дошкольников с русской народной сказкой".
Камнева Татьяна Владимировна, воспитатель МАДОУ "Д/с "Солнечный". Стаж работы 25 лет. В должности воспитателя ДОУ 8 лет.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии дошкольников.
Публикация «Развитие речи в процессе знакомства дошкольников с русской народной сказкой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Сказка является эффективным средством развития речи у младших дошкольников, поэтому я активно использую её в своей работе. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, сочувствия, любви ко всему живому, расширяет жизненный опыт ребенка. Она воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.
Первым этапом моей работы было изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы. Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы.
Константин Дмитриевич Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста, в своей педагогической деятельности использовал сказки, считая их исключительным материалом для воспитания. Большую любовь и привязанность детей к сказкам Ушинский объяснял тем, что в народном творчестве, в сказках присутствует простота и наивность, они легки и добродушны и всё это соответствует детской психологии.
Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка". Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в дошкольном возрасте мною были использованы русские сказки.
Следующий этап моей деятельности был направлен на подбор наиболее эффективных материалов, технологий, методов и подходов в работе с детьми.
Работа над данной темой, анализ информации и методических материалов явилась хорошим стимулом для самообразования, позволила принять участие в работе семинаров, методических объединений детского сада, районном методическом объединении и поделиться своим опытом с коллегами.
В настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У многих наблюдается задержка речевого развития : нарушение звукопроизношения, нарушение слоговой структуры речи, бедный словарный запас, недостаточно сформированный фонематический слух. Поэтому необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка на сегодняшний день стоит наиболее остро.
Одним из средств, направленных на развитие речи является сказка. Сам процесс взаимодействия со сказкой тесно связан со всеми образовательными областями, однако первостепенное значение отводится речевому развитию. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых доступных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Внимание к проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672, который предлагал в качестве средства развития связной речи использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Развитие связной речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая – развивать дар слова, то есть умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель – учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. К. Д. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель – практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения – придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и другое. Все три цели должны осуществляться одновременно.
Е. И. Тихеева отмечает, что читая сказку, воспитатель совершенствует умения детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.
Исследования посвященные использованию сказки в развитии речи детей : Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной, свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития речи детей.
Цель моей работы состоит в повышении речевой активности дошкольников с использованием опыта народной педагогики, отраженного в русских народных сказках.
Для достижения цели необходимо:
Формировать связную и эмоциональную речь, активизировать словарь детей.
Развивать интерес к сказкам, фантазию и сообразительность в процессе театрализации.
Развивать воображение, необходимое для воплощения замысла, формировать умение работать коллективно.
Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем, умение сопереживать сказочным героя Педагогическая идея моей работы заключается в создании необходимых условий для развития связной речи детей через приобщение к сказке. Сказка помогает ребенку незаметно для него преодолеть трудности связанные с развитием речи, развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
На первом этапе моя деятельность была направлена на поиск, изучение эффективных технологий в области речевого развития детей с целью построения работы в плане развития связной речи. Для изучения компетентности родителей по данной теме было проведено анкетирование семей воспитанников. Анкетирование показало, что родители нуждаются в рекомендациях воспитателя по развитию речи дошкольников. Таким образом, увидела, что работа по данной проблеме следует вести не только с детьми, но и с их родителями.
Предметно - развивающая среда является движущей силой речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Очень важно создать такие условия, чтобы дети сами захотели слушать и играть сказки. Для этого у нас в группе оформлен книжный уголок, уголок ряженья с костюмами сказочных героев.
Создан театральный уголок с различными видами театра: настольный театр, кукольный театр, перчаточный театр, театр пальчиковых и ростовых кукол.
Так как большое место в жизни детей моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и их драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, рисуем, лепим. Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.
Для развития речи включены игры для развития мелкой моторики, что является необходимым условием для реализации поставленных целей и задач. Многие игры сделаны своими руками.
Еще одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.
Упражнения для развития мелкой моторики и правильного речевого дыхания я включаю в занятия, провожу во время физминуток, дети имеют возможность выполнять их в самостоятельной деятельности.
Для повышения речевой активности дошкольников в образовательной деятельности, мною используются сказочные персонажи, красочные атрибуты. Все занятия проходят в игровой форме, использованием сказочного сюжета.
На праздниках дети младших групп оказываются в сказке, а уже со средней группы сами могут быть сказочными героями. В самостоятельной деятельности, разыгрывая сказочные сюжеты, дети плавно переходят в сюжетно-ролевую игру.
Для всестороннего развития детей я использую все богатое пространство детского сада:
"Русскую горницу", "Зимний сад", "Звездный зал", "Зал ПДД", а также "Спортивный зал" и благоустройства территории детского сада.
Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, и организацию творческой деятельности на её основе. Работа со сказкам строится по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем.
I Этап. "Рассказывание"
Знакомство со сказкой я начинаю с рассматривания иллюстраций. Дети хорошо реагируют на яркие иллюстрации, которые доставляют удовольствие и удерживают их внимание. Затем выразительное рассказывание, при котором, голосом "рисуются" образы и картины происходящего. Так же я провожу беседу с объяснением незнакомых и малознакомых слов и выражений. Знакомство со старинными предметами происходит в музее детского сада "Русская горница" и Перевозском музейно-выставочном центре, где дети не только видят предметы, но и взаимодействуют с ними.
II Этап. "Пересказывание"
При повторном чтении дети уже начинают запоминать текст. Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. Малыши повторяют за взрослым, как мычит корова? Как зовут персонажа? Вместе мы поём песенку Колобка. Обсуждаем прочитанную сказку, чтобы все уяснили ее смысл. Так расширяется кругозор. Сначала я задаю вопросы, на которые достаточно односложного ответа, позволяя ребенку участвовать в диалоге на доступном ему языке. Если он затрудняется, то сама отвечаю и прошу повторить. Обязательно хвалю ребёнка за старания. Ему важно видеть свои маленькие успехи и ощущать поддержку.
III Этап. "Играем в сказку"
Дальнейшее развитие речи на основе сказок проходит в организации творческой деятельности. Важным этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. Ребятам нравится, когда герои оживают и разыгрывают представление. Играя в сказку, использую различные виды театра. Очень нравится детям рассказывать сказки с помощью пальчикового театра. Такая деятельность развивает у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения, предлагаю детям дидактические игры, кубики со сказочными сюжетами.
Мною был разработан краткосрочный проект "Путешествие по сказкам", он позволил индивидуализировать подход к детям, вовлечь каждого в деятельность, дал возможность экспериментировать, помог детям раскрыть творческие способности, волевые качества и навыки партнерского взаимодействия.
Целью данного проекта было обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
В ходе проекта мы слушали сказки, рассматривали иллюстрации к сказкам, рисовали и лепили сказочных героев, создавали элементы костюмов к сказкам, разыгрывали инсценировки сказок. Итогом проекта стал красочный лэпбук "В гостях у сказки", созданный вместе с ребятами их родителями.
Включение родителей в работу по развитию речи является важным условием ее успешной реализации. В группе создан уголок для родителей, где помещается информация практического характера. Оформлены материалы, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания, например "Пальчиковая гимнастика" (на фольклорном материале); "Русские народные игры для малышей". Были проведена консультации "Роль сказки в развитии речи детей", в ходе которых объяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка. Родители принимали участие в театральных конкурсах, помогали готовить костюмы для сказочных персонажей, в подготовке и проведении развлечений, праздников. Активно участвовали и при проведении творческого проекта "Путешествие по сказкам".
В процессе работы по развитию речи через знакомство дошкольников с русской народной сказкой разработаны конспекты занятий и презентации к ним: "В поисках клада", "Путешествие по сказкам", "Любимые сказки".
Пополнилась библиотека красочными сказками.
Оформлена картотека с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).
Создан лэпбук "В гостях у сказки", важно, что эта интерактивная папка все время в движении, она может дополняться играми, новыми заданиями в соответствии с возрастом детей.
Разработан проект: "Путешествие по сказкам".
Целенаправленная, систематическая работа по развитию речи дошкольников через сказку, принесла положительные результаты. По моим наблюдениям, у детей расширился кругозор, пополнился словарный запас, улучшилось звукопроизношение, они научились использовать образные выражения при пересказе сказок, передавать мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок, договариваться и действовать сообща.
При реализации моей работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.
Результаты показали, что сказки в жизни ребенка занимают важное место. Получилось заинтересовать сказочной жизнью не только детей, но их родителей.
Но работа по развитию речи продолжается и нам предстоит совершенствовать связную речь детей; научить их не только пересказывать, но и самим составлять рассказы и сочинять сказки.
Время, которое я провожу с детьми, помогает открыто общаться, делиться друг с другом самыми сокровенными чувствами и мыслями. Уже в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.