Любовь Иголкина
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Речь к презентации на тему «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр».
Иголкина Л. В
Слайд № 2
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: расширить педагогические знания по использованию дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Для достижения поставленной цели, я обозначила следующие задачи:
- Изучить методическую литературу по теме самообразования.
- Изготовить пособия и систему работы по ним.
- Создать картотеку игр и упражнений.
- Обогатить предметно - развивающую среду группы.
- Приготовить буклеты, консультации для родителей.
- Информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.
Слайд № 3
Актуальность:
Главное назначение игр – развитие ребёнка.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением.
Слайд № 4
Виды дидактических игр :
1.
Настольно- печатные
игры
Разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению.
Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки – например, подобрать картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игра «лабиринт».
2.
Игры с предметами или игрушками
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.
3.
Словесные игры
Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Слайд № 5
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т. д.
Слайд № 6
Дети старшего дошкольного возраста должны уметь :
- самостоятельно объяснять правила игры;
- оценивать ответы; высказывание сверстников;
- употреблять в речи сложные предложения;
- при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
- самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок;
- сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок;
- пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки;
- определять место звука в слове;
- подбирать к существительным несколько прилагательных;
к данным словам - антонимы.
Слайд № 7
Дидактические игры, способствующие развитию речи у старших дошкольников.
Хочу познакомить вас с играми, в которые мы с детьми любим играть.
«Сколько слов со звуком С?».
Цель: закрепить умение выделять звук [С] в слове по представлению.
Описание игры. Дана картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С.
Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
Слайд № 8
Дидактическая игра «Где спрятался звук?».
Цель: формирование звуковой культуры речи.
Задачи.
Образовательные: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Развивающие : развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).
Воспитательные: воспитывать любознательность.
Слайд № 9
“Где спрятался звук?”
Инструкция: “ Определи место звука с в словах: слон, носок, ананас, србака, часы, кактус”.
“ Где спрятался звук Р: робот, комар, буратино, ромашка, тигр, терка”.
Слайд № 10
«Найди картинки, в названии которых звук С в начале слова».
Самокат, глобус,собака, стул, капуста, стакан, сумка, санки, самолет, пустышка, бусы, часы, велосипед.
Слайд № 11
Найди картинки, в названии которых звук С в середине слова».
Лиса, светофор, капуста, глобус, самолет, бусы, часы, велосипед, санки.
Слайд № 12
Д. И “Сколько слов со звуком с?”
Цель: закрепить умение выделять звук с в слове по представлению.
Описание игры: дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук с (таких картинок должно быть 20).
Ход игры: детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выйграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
Слайд № 13
Дидактическая игра «Разгадай ребус»
Цель : научить навыкам выполнения звукового анализа, закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.
Карточки с предметными картинками для игры
Например:
Ухо, колокольчик, лыжи – уколы
и другие.
Слайд № 14
Дидактическая игра «Составь слово».
Слайд № 15
Дидактическая игра «Дерево родственных слов».
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева, листочки на липучках (на ниточках).
Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.»
Слайд № 16
Составление рассказов по опорным схемам.
Слайд № 17
Буклеты для родителей.
Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Представлены образцы игр, в которые родители вместе с детьми смогут поиграть дома.
Например:
«Найди лишнее слово».
«Составь фразу».
«Наоборот».
«Слушай и считай».
«Почини предложение».
«Сочини сказку».
И другие.
Слайд № 18
Спасибо за внимание!