анна ольхова
Развитие речи у детей посредством технического LEGO-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: Социально-коммуникативное; Речевое; Познавательное; Физическое; Художественно- эстетическое.
Группа: старшая.
Начало работы: 10.08.2020г.
Предполагаемая дата окончания работы: 26.05.2021 г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Цель: Развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребенка посредством LEGO-конструирования.
Публикация «Развитие речи у детей посредством технического LEGO-конструирования» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Задачи: Учить создавать модели различными способами, решая конструктивные задачи; Расширять представления об окружающем на основе сенсорных эталонов, через создание конструктивных моделей; Закреплять знания детей по сенсорному развитию посредством игровой совместной деятельности с Лего-конструктором; Активизация активного и пассивного словаря, выстраивание монологической и диалогической речи;
Задачи:
1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO- конструированию и робототехнике.
2. Образовательная: формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
3. Развивающая : развивать мелкую моторику рук, стимулируя в общее речевое развитие и интеллектуальные способности.
Развивать коммуникативную компетентность на основе организации совместной продуктивной деятельности.
4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.
Воспитывать у детей желание самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Ожидаемые результаты: сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи, развить игровые, познавательные, сенсорные способности.
Для воспитателя: • сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития речи детей;
• умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-
образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
У детей сформируется :
• творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;
• социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с элементами робототехники;
• повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
Для родителей:
• повышение уровня компетентности родителей в области речевого развития своего ребёнка.
Основные вопросы:
• изучение психолого-педагогической литературы по LEGOконструированию и робототехнике (история возникновения LEGOконструирования и робототехники);
• актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками;
• цели и задачи LEGO-конструирования и робототехники в обучении детей дошкольного возраста;
• этапы работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста;
• группы умений, формируемые конструированием;
• особенности LEGO-конструирования и робототехники детей дошкольного возраста;
• роль родителей в деятельности детей по конструированию;
• практическая реализация программ по LEGO-конструированию и робототехники;
• изучение педагогический опыт других педагогов;
• внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Актуальность:
Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием и развитием речи : это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы ЛЕГО. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным.
Актуальность использования LEGO– технологии и конструирования в образовательном процессе с дошкольниками:
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социальнокоммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
• позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
• способствует сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
• способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
• - развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение).
Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. Здесь и общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ, а также написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Основные принципы использования LEGO – технологий :
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания; - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы,
В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:
Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что:
• связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Успешное решение этой проблемы необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
Очевидна, необходимость изменения способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Одним из таких инновационных средств является обучающий конструктор ЛЕГО. Он широко внедряется в зарубежные и отечественные образовательные учреждения. Перспективность применения лего-технологии обуславливается ее высоким образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.
Этапы реализации самообразования:
Первый этап
( организационно-теоритический:
сентябрь – октябрь 2020г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
Второй этап
( накопительно-практический: ноябрь – май 2020-21г.) - практическое осуществление ---деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе со старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессеработы проблем
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 – 2021 г.
Срок
Этап Содержание работы Форма отчетности
Сентябрь - октябрь Организационно - теоретический 1. Изучение нормативных документов
2. Изучение опыта работы
по введению LEGOконструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками,
статьям и учебно-
методической литературой по данной теме.
3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Прогнозирование результатов. Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-
конструирование?»
Ноябрь - май Накопительно - практический 1. Изучение методики LEGO-технологии, конструирования и робототехники в Интернете.
2. Прохождение курсов по образовательной робототехнике
3. Введение конструирования и робототехники в об- Консультация для родителей «Кон-
структор Лего: как
играть, что выбрать?»
Практикум для родителей «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших до-