Светлана Зимина
Развитие речи на занятиях по физкультуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Но, помимо развития физических качеств, не стоит забывать и о развитии речи. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие речи.
На занятиях мы используем:
Стихотворное и музыкальное сопровождение
Упражнения и игры;
Речевки;
Считалочки;
Художественное слово;
Развиваем сенсорику, моторику,
Зрительное восприятие;
Пальчиковые игры.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры :
1. Речь инструктора (воспитателя)
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, реб нок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов.
2. Пальчиковые игры.
Это мощная целенаправленная тренировка для мозга реб нка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей дошкольного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи реб нка.
• Раз, два, три, четыре, пять,
• (загибаем пальчики)
• Вышел зайчик погулять,
• (показываем «зайку»)
• Что нам делать? Как нам быть? (разводим руки в разные стороны)
• Нужно зайчика ловить.
• (делаем хватательные движения)
Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальчик)
3. Считалочки, зазывалки.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества,небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию ч ткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возрас
1, 2, 3, 4, 5 –
Кто пойдет со мной играть?
Кто пойдет со мной играть?
Будем прыгать и скакать,
И друг друга развлекать!
Считалки.
Шел утенок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить
Речевки,девизы.
Речевка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз — короткая и мкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
(Какие речевки и девизы,вы знаете)
4. Объяснение правила игры
У любой игры есть определенные правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, четкости речи, повышению самооценки.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением:
игры с мячом,
скакалкой,
подвижные игры,
народные игры,
игры с цветом,
Игры в мяч.
развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи творческие способности, фантазию.
Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.
Игра «Брось-назови!»
Взрослый бросает мяч ребенку и просит ребенка назвать,что то на определенную тему, когда тот бросает мяч обратно.
-Фрукты и овощи: апельсин, киви, манго….
-Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь…. Города: Таллин, Москва, Рига…
-Назови домашних животных: собака,кошка,
корова…
-Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др.
Скакалка
также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала и ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!
Подвижные коллективные игры.
Подвижная игра «ДВА МОРОЗА»
Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.
Подвижная игра «Два мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Способствовать развитию речи.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.