Надежда Колупаева
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к развитию речи наших детей, которому мы уделяем большое количество времени начиная с раннего детства. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования и программой «Детский сад- дом радости» М. В. Крыловой и В. Т. Ивановой, которая строит работу с учётом регионального компонента, где особое внимание уделяется физическому, духовному и речевому развитию детей. Проводится большая практическая работа по развитию речи детей с помощью фольклорных жанров. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что возраст детей от 5 до 6лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, заклички). Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться смиром и богатством родного языка. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей старшей группы мы выбрали тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».
Одним из действенных средств воспитания детей и их полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Наша работа по данному вопросу тесно связана с работой учителя - логопеда. Зададимся следующими вопросами:
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми,родители редко используют поговорки, пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, закличкиявляются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей нами подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора ( пальчиковые игры: «Козёл – стрекозёл», «Грачи-куличи», «Коза рогатая») и т. д. ,создана видеотека фольклорных праздников и развлечений, проведены открытые занятия в рамках городских недель педагогического творчества с учителем - логопедом и музыкальным руководителем:«Ягодное лукошко», «В гостях у домовёнка Кузи», «Сороки» и т. д., проводится кружковая работа с детьми по развитию речи с элементами фольклора, артикуляционная гимнастика (например) :
Рано утром солнце встало,
В лес осенний нас позвало.
Солнцу улыбаемся,
В лес мы собираемся. (Упражнение «Улыбка»)
или
Подул лёгкий ветерок,
Сорвал берёзовый листок.
Тише, ветер, не шали.
Мы по ягодки пошли! (Упражнение «Трубочка»)
Самомассаж языка с приговариванием:
«По болоту будем шлёпать (пя-пя-пя,
на полянках громко топать (та-та-та)».
Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Нами отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированностидвижений кистей и пальцев рук.
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
Мы уверены, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Итак, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Таким образом, учитывая требования федерального государственного стандарта дошкольного образования мы прививаем детям дошкольного возраста представления о прекрасном на основе фольклора местного края, реализуя самостоятельную творческую деятельность детей.