Татьяна Банникова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств
Благодаря развитию речи и совместной деятельности у ребенка развивается умение общаться. Но общение со сверстниками и взрослыми существенно отличаются.
Со сверстниками общение лучше назвать эмоционально-практическим взаимодействием, для которого характерны непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра.
Общение со взрослыми больше ориентировано на передачу опыта традиционного использования предметов.
В раннем возрасте активно развивается эмоционально-волевая сфера. У ребенка формируется самосознание и поведение, складывается характер.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное уменьшение общения родителей и детей; снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В игре воспитанники реже стали вступать в диалог. А ведь речь - это основное средство общения с окружающими. Поэтому, начинать эту работу необходимо уже в раннем возрасте.
Игра – ведущая деятельность ребёнка. Но и здесь, ситуация неоднозначна. Многие современные дети не умеют играть, фантазировать, использовать в игре предметы – заместители.
Игра сопровождает ребёнка с рождения, отражает ход его мыслей и чувств, сопровождает до самой юности и побуждает познавать реальность.
Методы и приемы
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас-сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Ранний возраст заканчивается с началом следующего периода – «кризиса 3-х лет», который, прежде всего, обусловлен перестройкой сознания ребенка и формированием позиции ребенка, называемой «Я - сам». Главной деятельностью возраста является сюжетная игра.
К завершению раннего возраста ребенок должен :
Знать 1200—1500 слов;
Усвоить основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использовать местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (последние редко);
Знать 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
знать 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);
знать такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;
понимать предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
начинает ориентироваться в пространстве, он запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад;
отгадывает загадки;
слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;
рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для возникновения желания у малышей, активно участвовать в речевом общении, нами должны создаваться эмоционально благоприятные ситуации, игровые ситуации.