Яна Камбур
Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента
На современном этапе одной из актуальных проблем в обучении детей дошкольного возраста является формирование связной речи. Осуществлять решение этой важной задачи можно через знакомство дошкольников с традициями и бытом казачьего народа.
Речь казаков отличается художественной образностью, яркостью и колоритностью. Это связано с тем, что в силу специфики своего исторического развития, она является уникальной, в которой тесным образом переплелись разные культуры. Такое смешение культур и традиций народов, оставило потомкам богатейшее культурно-духовное, речевое наследие – устное народное творчество.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Речь казаков богата пословицами, поговорками, народными сказками и песнями, потешками и пестушками, скороговорками и считалками, народными играми и загадками.
Загадки пользуются у детей популярностью. Это полезное занятие для детского ума. Они дошли до наших дней из глубокой древности и имеют огромное значение, ведь с помощью загадок проверяется сообразительность и мудрость того или иного героя сказки, человека, ребёнка. Загадки, говоря о каком – либо предмете, заставляют задуматься: откуда он появился, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож. Поиски отгадок, развивают сообразительность, догадливость, приводят к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира. Тематические загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнены дом, хата, двор, то есть все то, что связано с жизнью человека и его хозяйством.
Песенки поговорки, стихи – прекрасный речевой материал. На его основе у ребёнка отрабатываются понимание текста, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием. Знакомство детей с фольклором является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии и творчества на умственное, познавательное развитие ребенка. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи.
Колыбельные песни – сколько в них заложено ласки, нежности, любви и спокойствия. Слушая такие песенки, дети сразу же успокаивались и затихали, просили спеть колыбельную песенку ещё раз. Колыбельные песни побуждают детей ласково, заботливо и бережно относиться не только к куклам, но и друг к другу и своим близким.
Рассказывая детям о родном крае, об их собственном доме, мы даём представления о том, что это наша малая Родина. Но дом – это не просто строение, это - жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. Дети живут в разных домах, в разных условиях, поэтому каждый ребёнок с интересом может рассказать о своём доме. Семье. Об обычаях донских казаков.
Язык – душа народа, а фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души и богатым речевым материалом для наших детей. В ходе работы по казачеству мы знакомим детей с пословицами и поговорками: «Казак и в беде не плачет», «Где казак, там и слава», «Казак без службы – не казак» и др. При ознакомлении старших дошкольников с пословицами, поговорками, сказками, загадками песнями и играми донского казачества, обогащается и формируется словарь детей с помощью новых и незнакомых для них слов, часто встречающихся в фольклоре казачьего народа. Эти слова называют предметы быта, орудия труда казаков, их одежду (борона, cоха, рубель, кубанка, папаха).
В свободное время можно читать детям произведения донских поэтов и писателей о родном селе, о природе родного края.
Казачьи игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков, в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В казачьих народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
Приобщение дошкольников к ценностям народной культуры донских казаков, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, это то, что унаследовано от далеких предков.
Таким образом, только системная, многоплановая работа позволяет приобщать детей к традициям казаков, помогает дошкольникам осознать древность и величие своей малой родины, почувствовать себя частичкой донского народа, и вместе с этим расширять, обогащать словарь, развивать связную речь дошкольников.
Речевые казачьи игры.
«Заря-заряница».
(Один игрок ребёнок или взрослый держит шест с прикреплёнными на конце лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют) :
Заря-заряница,
Казачка девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два не воронь,
А беги как огонь!
(С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется).
«Калачи».
(Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова) :
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.