Ольга Шабанова
Развитие речи детей через полисенсорное ознакомление с природной
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей через полисенсорное ознакомление с природной».
«Если мы будем следовать за природой, как за вождём
мы никогда не заблудимся».
Цицерон.
Современная педагогика, согласуясь с потребностями социально-экономических и духовных преобразований в обществе, придает огромное значение гуманизации и экологизации общего и специального образования, особенно в сфере речевого общения — основного поставщика информации.
Темочки:
Поэтому одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений является речевое развитие детей.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и как отмечают многие ученые и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Одним из эффективных средств речевого развития детей является ознакомление с природой. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «и ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы. Единственно подлинный фундамент человеческого познания - созерцание природы».
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы и «. составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит личность, то есть истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, что есть в речи логического. проистекает из наблюдений человека над природой.», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме» связи явлений и предметов природы.
Таким образом, можно сделать вывод,что между развитием речи и познанием окружающего мира существует неразрывная связь. Основным методом в работе с детьми по ознакомлению детей с природой является восприятие окружающей действительности через различные сенсорные каналы:зрение,слух,осязание,обоняние,вкус. Поэтому основной задачей педагога является развитие каналов восприятия детей, обогащение их чувственного опыта. Удивительный мир природы встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни, не было и не будет ничего достойного внимания. Благодаря включению всех анализаторных систем в процесс наблюдения за природой (услышать порыв ветра, шум листвы, почувствовать запах прелых листьев осеннего леса, потрогать шероховатый ствол и молодой клейкий листочек, чувственный опыт детей обогащается, их восприятие окружающего мира становится острее, тоньше и четче. В процессе обогащения ощущений и восприятий у детей быстрее формируется логическое мышление, развивается речь. Восприятие природы, как самого доступного материала для дошкольников, осуществляется визуально (при помощи экскурсий, наблюдений, рассматривания, сравнений, аудиально (слушание высокохудожественных образцов поэзии, прозы, классической музыки, звуков природы, кинестетически (ощупывание, поглаживание, осязание). Все это позволяет детям использовать свои скрытые резервные возможности, способствует все стороннему развитию их психики. При оказании поддержки вхождения воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, его сенсомоторику, наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса.
Но важно помнить что, в основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Ребенку необходимо вступить в контакт с объектом – увидеть, взять в руки, потрогать, ощупать…. Выполнить ряд действий с объектом. При таком активном изучении объекта природы у ребёнка будут всё чаще и чаще возникать вопросы, тем самым стимулируя развитие речи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
С помощью взрослых он учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность.
Из вышесказанного следует что, полисенсорное восприятие окружающего мира выступает как средство, стимулирующее развитие речи и психических процессов. Лишь через «ворота» анализаторов, через ощущения входит в наше сознание объективный мир.